1

5 февраля 2014 (14:39) | Василиса Чернявская

Путь Моисеева

Бывший зампред вновь замечен в правительстве области
Путь Моисеева

Существует библейское сказание о Моисее, согласно которому тот многие годы водил по пустыне еврейский народ. Огромные лишения претерпевали люди во главе с Моисеем, но пройдя все трудности, все-таки достигли заветной цели. Как бы то ни было в столь давние времена, а водить людей так долго стало привычкой… Правда, в сильно испорченном варианте у чиновников. Недавний заместитель председателя правительства Саратовской области Юрий Моисеев недолго водил своих вышестоящих и региональных коллег к землям Сабуровки, где был обещан аэропорт. Затем чиновник отрекся от своего кресла и должности, перейдя на другую работу, чтобы лоббировать интересы региона по возведению крупного авиаузла. Но что-то пошло не так, и теперь у области ни зампреда, ни новостей о современном аэропорте. Каковы перспективы развития этого проекта и что теперь делает Юрий Моисеев, выясняло ИА «Стройсар».

Последние новости о Юрии Моисееве, как о заместителе председателя правительства Саратовской области, датируются концом ноября – началом декабря прошлого года. Тогда губернатор Валерий Радаев озвучил прессе, что его подчиненный перестает таковым быть и переходит на новое место работы. 6 декабря глава региона подписал документ, освободив Юрия Моисеева от занимаемой должности. Направление бывшего чиновника, курировавшего строительство аэропорта «Центральный» в поселке Сабуровка Саратовского района, было уже известно. Он улетел, то есть перешел, в дочернюю компанию «Реновы»«СарАэро-Инвест». Исполнительный директор – это уже не чиновник, это своего рода наместный распорядитель частного капитала, который готово было вложить представительство Виктора Вексельберга в сабуровское чудо.

Воздушные замки

О том, что Юрий Моисеев собирается покинуть облправительство и встать в компанейские ряды Вексельберга, говорилось давно. В чиновничьих кулуарах называлась даже примерная дата – первые числа сентября уже прошедшего года. Но что-то не складывалось. То ли о зарплате не могли договориться для правительственного кадра, то ли такой серьезный багаж, как новый исполнительный директор, был не под силу холдингу «Аэропорты регионов». А тут и мероприятие в Сочи подоспело. На международном инвестфоруме нужно было представлять проект будущего аэропорта в Сабуровке. Без Юрия Моисеева обойтись не могли, и он остался. Конечно же, ненадолго.

Проекты представили, о Саратовском крае рассказали, показали планируемый авиаузел Дмитрию Медведеву и… успокоились.

Вообще чиновничьи прогнозы прилично удивляют. Министр Пожаров грезил о двух миллионах пассажиров в год, тогдашний зампред Моисеев – о невиданных инвестициях в строительство аэропорта, а вот губернатор Радаев сказал, что «отступать нам некуда: о намерении построить аэропорт мы громко заявили на всю страну».

До этого региональный чиновник отчитывался в том, что «полностью завершены земляные работы по всей площади возводимой взлетно-посадочной полосы и двух рулежных дорожек, на территории которых  выполнено снятие растительного грунта, планировка, доуплотнение и выравнивание». «Начаты работы по укладке геотекстиля и гранитного щебня. Отметим, что использование именно гранитного, а не известнякового щебня в основании взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек позволит обеспечить повышение их технических характеристик при дальнейшей эксплуатации. Земляные работы продолжаются на перроне, который в будущем станет местом стоянки воздушных судов. К настоящему моменту земляные работы здесь выполнены на 50%», – рассказывали секретари зампреда на сайте облправительства. Дело было в начале сентября 2013 года.

В тот же день площадку посетили и федералы из Администрации гражданских аэропортов (аэродромов), а также местные чиновники и представители генподрядчика – ОАО «Волгомост». С последними были обсуждены технические вопросы строительства. Тогдашний зампред Моисеев напомнил о принятом в Росавиации решении по корректировке проекта. Изменения касались приема и обслуживания современных самолетов. Основной упор делался на средние «боинги» и аэробусы. Для этого в срочном порядке пришлось корректировать проектную документацию. Недальновидность в этом вопросе сыграла нехорошую шутку с чиновниками и подрядчиком. Первым пришлось долго изучать проект, дать уже отмашку на освоение федеральных средств, а потом вдруг от потенциальных перевозчиков получить ответ, что будущий аэрокомплекс их не устраивает. Срочно пришлось собираться в Белокаменную и поднимать вопрос об изменениях в документации. В противном случае распиаренный авиаузел стал бы очередным провинциальным комплексом, способным принять те же Яки, которые многие годы и без того бороздят просторы между Саратовом и Москвой. Чиновники спохватились и упросили Росавиацию пересмотреть проект. В дальнейшем требовалось согласование с Главгосэкспертизой России.

«Задача в том, чтобы произвести корректировку проекта в максимально сжатые сроки с учетом необходимости соблюдения графика строительно-монтажных работ, – озадачился по осени Юрий Моисеев. – Все участники строительства понимают важность данного объекта для региона, и это является залогом достижения поставленной цели – появления в Саратовской области современного аэропортового комплекса».

Почему этого нельзя было сделать с самого начала, не совсем ясно. Ведь Саратовская область должна очень выгодно отличаться от других регионов, реализующих подобные проекты. В противном случае нам просто не дождаться ни инвесторов, готовых вложиться в этот объект, ни пассажиропотока в миллион, а затем и два миллиона человек в год. Такие смелые мечты летом озвучил министр экономического развития и инвестполитики региона Владимир Пожаров. Вот только в Росавиации говорят о том, что число пассажиров с открытием аэропорта в Сабуровке будет чуть более 350 тысяч в год (примерно такое количество человек в год перевозят сейчас с помощью «Саратовских авиалиний»), а к 2025 году их число увеличится до 699 тысяч. Но это при условии, что авиаузел будет построен.

Отступать некуда: впереди Сабуровка

Вообще чиновничьи прогнозы прилично удивляют. Министр Пожаров грезил о двух миллионах пассажиров в год, тогдашний зампред Моисеев – о невиданных инвестициях в строительство аэропорта, а вот губернатор Радаев сказал, что «отступать нам некуда: о намерении построить аэропорт мы громко заявили на всю страну». Конечно же, имелся в виду инвестфорум в Сочи, в ходе которого саратовской исполнительной власти показалось, что она раз и навсегда заручилась поддержкой как федералов, так и бизнеса в лице структуры Виктора Вексельберга.

Еще сложнее ситуация обстоит с подъездными дорогами к будущему авиаузлу. Два подхода – северный и южный – планируют протянуть к Сабуровке. На первый необходимо 3,4, на второй – 3,2 миллиарда рублей соответственно… При проектировании южного подхода затронуты частные владения. Это значит, что в будущем придется выкупать участки в районе между Дубками и Усть-Курдюмом. Кажется, кто-то здесь опять наживется.

И вот здесь интересен путь потенциального инвестора в нашем городе. В середине прошлого года в Саратове была зарегистрирована компания «СарАэро-Инвест» – дочерняя структура холдинга «Аэропорты регионов», входящего в структуру ГК «Ренова». Основными видами деятельности компании являются: эксплуатация взлетно-посадочных полос, деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами, деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов, управление воздушным движением. Регистратором выступила межрайонная инспекция ФНС № 8 по Саратовской области. Уставный капитал по состоянию на 29 августа 2013 года оценивался в сто тысяч рублей. Немного для крупного инвестора, правда?

И спустя некоторое время во всю эту историю вмешивается антимонопольная служба. В итоге полномочия единоличного исполнительного органа перешли от ОАО «СарАэро-Инвест» к УК «Аэропорты регионов». Об этом в середине января стало известно журналистам из ИА «Прайм». Подобные же решения были приняты в Ростовской области и Екатеринбурге. Раздробленные представительства одного холдинга были все же подчинены головной компании «Аэропорты регионов», «дочек» порезали, и таким образом Юрий Моисеев вылетел из обоймы «СарАэро-Инвеста». Исполнительные функции оказались переданными в центр, а бывшему чиновнику пришлось вновь проситься в правительство Саратовской области.

Его взяли. Спустя неделю после сообщения о том, что «СарАэро-Инвест» переходит в прямое подчинение к УК «Аэропорты регионов», в СМИ проходит информация о том, что Юрий Моисеев теперь служит советником у вице-губернатора региона Дениса Фадеева. Правда, на сей раз исключительно на общественных началах.

Переадресация

Кому же были поручены полномочия Юрия Моисеева, который был зампредом только по одному вопросу – строительству аэропорта в Сабуровке? Его функции передали транспортному регкомитету под руководством Василия Разделкина. В свою очередь глава ведомства подчиняется зампреду Сергею Канчеру. Интересная рокировка получилась в облправительстве: Сергей Канчер, бывший не так давно министром строительства и ЖКХ, был в подчинении у зампреда Моисеева. Потом первого повысили, и два чиновника стали на равных. Затем второй перешел на другую работу в бизнес-структуру, а господин Канчер стал курировать и вопросы Моисеева. Правда, через Василия Разделкина и отчасти – через дорожный комитет во главе с Николаем Чуриковым.

Последний, кстати, недавно на своем брифинге объявил, что комитет дорожного хозяйства добивается включения дороги до будущего авиаузла в Сабуровке в смету работ. Иными словами, ответственность, а значит и финансирование разбитых путей область хочет с себя снять, переложив этот груз на плечи заказчика. А пока дорогу пообещали поддерживать в надлежащем состоянии, а с весны – приступить к ремонту.

Рокировки в облправительстве не позволяют быстро решать вопрос со строительством аэропорта в Сабуровке. К тому же регион пока вложил деньги только в проектную часть аэропорта и коммуникаций. Софинансирования, как мы видим, пока нет. Понятно, что саратовская казна не готова потратиться на новый авиаузел, но возводить его как-то надо.

Создается впечатление, что власть не готова решать вопросы, связанные со строительством аэропорта в Сабуровке. В настоящее время сверхактуальными остаются проблемы подведения коммуникаций к объекту и проектирование подъездных дорог. А ведь эти виды работ должна была взять на себя область.

«Мы осваиваем федеральные средства, – прокомментировал ситуацию заместитель председателя правительства Саратовской области Павел Большеданов. – Софинансирования со стороны региона пока не проводилось. Проблемы в сфере водоснабжения, дорожного строительства, подведения газа и электроэнергии к объекту остаются. Мы планируем их решить за счет механизмов государственно-частного партнерства. Усилия сторонних компаний и области приведут к результату уже ближе к запуску объекта. В настоящее время, по предварительным оценкам со стороны бизнес-структур, нужно около 6 миллиардов рублей инвестиций в коммуникации аэропортового комплекса».

Как недавно сообщил Сергей Канчер, «на сегодняшний день выполнен проект коммунальной инфраструктуры: вода, электроэнергия. Причем электроэнергия уже строится».

Еще сложнее ситуация обстоит с подъездными дорогами к будущему авиаузлу. Два подхода – северный и южный – планируют протянуть к Сабуровке. На первый необходимо 3,4, на второй – 3,2 миллиарда рублей соответственно. По идее, деньги должны выделяться из облказны. Но где найти 6,6 миллиарда рублей при дефицитном бюджете? Конечно, в федеральных субсидиях. Именно на них и рассчитывают чиновники, желая попасть в соответствующую федеральную целевую программу. Но и тут, при всех «экономных» просчетах исполнительной власти региона, есть нюанс. При проектировании южного подхода затронуты частные владения. Это значит, что в будущем придется выкупать участки в районе между Дубками и Усть-Курдюмом. Кажется, кто-то здесь опять наживется.

Проектирование или прожектерство?

Пока заметно только одно – рокировки в облправительстве не позволяют быстро решать вопрос со строительством аэропорта в Сабуровке. К тому же регион пока вложил деньги только в проектную часть аэропорта и коммуникаций. Софинансирования, как мы видим, пока нет. Понятно, что саратовская казна не готова потратиться на новый авиаузел, но возводить его как-то надо. Чаяния чиновников в отношении федеральных средств похожи на их вытягивание и освоение на местах. К чему приведут такие меры, неясно.

«Сам аэропортовый комплекс будет введен в 2017 году, в сентябре месяце, а взлетно-посадочная полоса – аэродром – в конце 2015, начале 2016 года, – цитировало слова Юрия Моисеева в декабре 2013 года ИА «Взгляд-инфо» (цитата приведена с соблюдением орфографии, стиля и пунктуации издания). – Самолеты будут приземляться на полосу в 2016 году, так как будут проходить испытания, будет настройка системы, и к концу 2015, начале 2016 мы будем принимать специальные самолеты. Аэродром будет готов в 2016 году, ничего не меняется. 2017 год, сентябрь месяц – крайняя дата, когда сдается комплекс целиком».

Но уверенности в том, что все будет так, как говорил человек, бегающий с места на место, от одной должности к другой, нет. С подобными подходами в решении вопросов кажется только одно – водить людей к сабуровскому чуду в процессе строительства будут еще очень долго.


Фотографии

 

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить