30 июля 2013 (11:01) | Елена Иванова
Как водится, начинается все и идеи. Но, когда заходит речь о новом процессе или проекте, когда некто планирует реализацию субъекта своих мыслей, когда есть представление о том, что должно получиться в результате действий одного, нескольких человек, команды, организации или группы организаций, уже недостаточно красивого лозунга «Давайте починим дороги!».
Лозунг – это только для начала. Дальше требуется кропотливая работа, качественное планирование с умением быстро реагировать и вносить изменения по подготовке и только после допустимо начало производства.
Потому, когда речь заходит об одной из животрепещущих для России тем – ремонте и строительстве инфраструктуры, заинтересованность всех жителей, властей, бизнеса и структур очевидна.
Но основные проблемы в планировании и подготовке зачастую обнаруживаются на этапе начала либо при проведении работ, когда внести существенные изменения в силу существующей законодательной базы бывает трудно (точнее, невозможно), потому как система госзакупок пока нормируется Федеральным законом № 94-ФЗ.
К чему это приводит? Как минимум к неоправданным ожиданиям тех же участников общества, в худшем проявлении – к серьезным финансовым, временным и другим ресурсным потерям на уровне не только города, но и области, а иногда и серьезнее...
Примерами могут служить в том числе многочисленные объекты ремонта дорожной одежды в области и в городе. «Примеры?» – спросите вы. Есть. Хотя справедливо будет признать, что сегодня картина имеет динамику.
Прошлый, 2012 год был показательным для области в большей степени, оголив проблему отсутствия грамотного подхода еще на этапе подготовки целевых программ, то есть в конце первого – начале второго квартала. А отсутствие специалистов-сметчиков в большей части администраций областных муниципальных образований, обладающих навыком назначить виды работ, необходимые для должного результата, просчитать количество материалов повлекло к стрессовым ситуациям подрядных организаций в Лысогорском и Балтайском районах. В силу, скорее, небольшого опыта работы по ремонту дорог и низкого уровня понимания технологии процессов, как следствие.
Как это изменить? Начать грамотно считать. А точнее, по-другому взглянуть на проектные работы. И дабы не скатиться в однобокую и неконструктивную критику – сразу предложения:
– Объединить дороги всей области в единую базу и оценивать состояние в процессе планирования, выделяя стратегически важные в программу на следующий год. Когда есть понимание состояния всей системы, значительно вернее распределяются вложения. Идеальный вариант – с возможностью открытого доступа для населения.
– Внедрить систему подготовки к ремонту в следующем году, учитывая нашу климатическую зону, потому как проводить изыскательские работы в марте, под слоем снега, странно и крайне не точно.
– Расчеты делать на основании фактических нагрузок, плюс с корректировкой на ближайшие инвестиции (например, строительство крупных заводов, ретейлеров и т.д. скажется на сроке службы дорожного покрытия еще во время подвоза строительных материалов на объект, а после запуска их работы тем более изменит назрузку, равно как и покрытие).
– Решить вопрос с качеством смет, запускаемых в работу. На примере пошива костюма: странно самому кроить его, чтобы сэкономить на работе хорошего мастера, если сам не являешься профессионалом. Вариантов масса: обучить одного из сотрудников администрации; привлечь стороннюю организацию; наделить полномочиями областную дирекцию автомобильных дорог отслеживать качество составления смет с проверкой при выезде на место их специалистами назначенных видов работ на областных объектах и т.д.
– Более гибко относиться к выбору материалов при проектировании (смотри пункт 3).
Тогда «дохлая лошадь» саратовских дорог, которую мы всячески оживляем, перестанет тяготить нас славой упадочного состояния дорог и всем нам будет счастье, и избавимся мы от одной из двух краеугольных русских проблем. По крайней мере, на территории региона.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.
Поддерживаю 31 июля 2013 (16:16)
Вот молодец! Четко, грамотно, кратко!