31 марта 2014 (16:22) | Дмитрий Богатырёв
Про предстоящий уже через две недели капитальный ремонт моста Саратов – Энгельс последнее две недели говорят и спорят много. И чем больше говорят и спорят, тем отчетливее у меня формируется убеждение: в 2014 году закрывать и ремонтировать мост ни в коем случае нельзя. Чтобы не произошло непоправимого.
Объясню свою позицию. Нельзя планового больного класть на операционный стол без предварительной подготовки его организма, без предварительных анализов и постановки четкого диагноза на консилиуме врачей, без понимания того, как, собственно, будет проведена операция, без анестезиолога, без подготовки специального инструментария и аппаратуры, наконец, без согласия самого больного или его законных представителей. Не могут (не имеют права!) врачи сесть у себя в кабинете, выпить по рюмке чая и на глазок решить: «Ну что, режем, не дожидаясь перитонита? А давай!» Мост – такой же плановый больной. Плановый! Его нельзя ремонтировать в пожарном порядке. Это и глупо и опасно.
Конечно, наш мост нуждается в капитальном ремонте. Причем уже очень давно. И настоящим преступлением можно считать тот факт, что его не сделала прежняя власть при значительно меньших затратах времени и средств. Но это вовсе не означает, что ремонт нужно проводить, практически не подготовившись к нему.
***
Что мы имеем на сегодня? Группа товарищей из областного правительства, опираясь на данные предварительных исследований в ряде точек моста, втихую заказала проект ремонта, утвердила его в Главгосэкспертизе, выделила без малого полмиллиарда бюджетных рублей, провела конкурс и определила генподрядчика и лишь за несколько месяцев сообщила населению о предстоящем «апокалипсисе». Все! Больше не сделано ни-че-го!
Главное, не решена проблема транспортного сообщения между двумя городами. Аппарели, говорите? А вот глава местной полиции категорически против того, чтобы автобусы передвигались по мосту во время ремонта. И большинство авторитетных ученых и специалистов тоже категорически против. Боятся возможной катастрофы. Но их даже никто не спросил. «Омики»? Их даже никто не заказывал. Но даже если бы и заказывал, то их у саратовских речников всего четыре (каждый вмещает 250 человек). А с иногородними перевозчиками никто переговоры не ведет. С увеличением количества электричек тоже ничего не понятно. И это за две недели до начала работ! Всего две недели! А губернатор до сих пор не нашел времени (или смелости?) выйти к народу и четко и внятно объяснить – что, где, когда. Вместо этого отдуваются его подчиненные. Но и они делают это как-то вяло и разрозненно. По-хорошему, еще за полгода (а лучше еще раньше) должна была бы состояться большая пресс-конференция главы региона, профильных зампредов и министров с участием генподрядчика и проектировщика работ, глав ГУ МВД и ГИБДД, на которой бы они все разложили по полочкам. Этого сделано не было.
***
Давайте вспомним хронологию событий и алгоритм действий правительства Радаева, связанные с ремонтом моста. Итак, еще в сентябре 2012 года Валерий Васильевич на одном из совещаний заявил, что знаменитая волжская переправа нуждается в срочном ремонте. Эти слова быстро подхватили чиновники, депутаты, специалисты и примкнувшие к ним журналисты. В облдуме была создана специальная комиссия под неформальным председательством Леонида Писного, которая разпланировала предстоящие работы и назначила их на апрель 2013-го. Народ не на шутку напрягся. Но уже в феврале прошлого года саратовский губернатор «успокоил» людей, заявив, что ни о каком закрытии моста в текущем году речи не идет в связи с отсутствием федерального софинансирования. В декабре 2013-го на одном из правительственных ПДС зампред Сергей Канчер снова заговорил о капремонте, намеченном на 2014 год, а также о том, что на это время для общественного транспорта мост все же будет открыт. Каким именно образом это будет осуществляться? На какие средства собираются проводить ремонт? Ни на эти, ни на другие вопросы ответов не прозвучало. Все это давало основания полагать, что и на этот раз дальше разговоров дело не пойдет. Мои подозрения усилились после того, когда я напрямую спросил министра строительства и ЖКХ региона Дмитрия Тепина относительно движения общественного транспорта во время ремонта моста. Он не ответил, сославшись на то, что это не его сфера. С одной стороны, логично. Но! Но дорожная отрасль, транспорт, строительство и ЖКХ – это все один блок областного правительства. И такой важный вопрос, как предстоящий ремонт волжской переправы, не мог не обсуждаться на совместном заседании при профильном зампреде. Стало быть, министр Тепин все знал. Знал, но боялся поделиться конкретикой. А вскоре и председатель комитета транспорта Василий Разделкин на пресс-конференции, которая состоялась 16 января 2014 года (за два с половиной месяца до начала анонсированных работ!), вдруг заявил, что официального решения по ремонту и закрытию моста до сих пор не принято. Ну и что после этого мы должны были думать?
Но уже в конце февраля чиновники правительства стали делать осторожные заявления о том, что ремонт все-таки начнется в апреле и продлится до ноября. В конце марта председатель областного комитета дорожного хозяйства Николай Чуриков (единственный, кто отважился на это!) собирает ограниченный контингент журналистов и вносит хотя бы какую-то ясность (подробнее об этом читайте в нашем материале «Ремонт моста Саратов – Энгельс. Как мы будем жить?»). До начала заявленных работ при этом оставалось всего три недели! Еще через неделю Общественная палата региона собирается на экстренное заседание, посвященное грандиозному ремонту. И на этом мероприятии вдруг (?!) выясняется, что на самом деле в данном вопросе еще масса, мягко говоря, темных пятен. Оказалось, что главы областных ГУ МВД, ГИБДД и большинство ученых и специалистов категорически против движения общественного транспорта по мосту во время ремонта. Пресловутые аппарели, по которым должны двигаться автобусы, еще до конца не изготовлены и не прошли испытания. С дополнительным речным и железнодорожным сообщением вопрос вообще не проработан. Дополнительные бюджетные средства на случай непредвиденных обстоятельств в ходе ремонта также не предусмотрены. А само постановление губернатора относительно реконструкции еще даже не подписано! И это за две недели до начала ремонта! 10 апреля общественники снова будут заседать по данному вопросу. За пять дней (!) до… У меня нет слов.
В тот же день губернатор Радаев встречается с руководителем генподрядчика ремонта – ОАО «Волгомост» – Щепакиным, после чего на сайте облправительства появляется просто-таки шедевральная информация. Цитирую: «По итогам встречи была достигнута договоренность о том, что специалисты ОАО «Волгомост» совместно с саратовским институтом «ПроектМостореконструкция» и соответствующим ведомством пПравительства области еще раз изучат техническое состояние и конструкционные особенности моста. После проведенного обследования будет принято решение о форме проведения ремонта, учитывая все технологические сложности объекта.
По словам губернатора, благодаря применению современных подходов и технологий ремонт моста может быть проведен с введением наименее жесткого транспортного режима из всех предложенных вариантов, вплоть до возможности сохранения движения частного автотранспорта по одной из полос моста.
Окончательное решение данного вопроса будет принято только после итогового анализа специалистами всех возможных технологических проблем, которые могут возникнуть при ремонте объекта».
Резюме: ясно, что ничего не ясно. Тем не менее уже во всех энгельсских междугородных автобусах вывешены объявления о том, что с 15 апреля они будут передвигаться так же, как и сейчас. Кто разрешил? Губернатор? Но так он же еще не принял окончательного решения. Зампред Разделкин, руководство профильного комитета? Ну, так это же самоуправство, бардак! Если с такой дисциплиной мы будем ремонтировать мост, то я нам не завидую.
Но и это еще не все. В минувшую субботу на телеканале «Россия 1» Валерий Васильевич заявил, что в этом году на ремонт моста запланировано около полумиллиарда бюджетных средств и столько же (внимание!) – в следующем. А неделей ранее Николай Чуриков уверял журналистов, что в 2015-м на эти цели запланировано выделение 91 миллиона. Ничего себе подрос бюджетик за одну неделю! Но дело даже не в том, что кто-то из чиновников выдал неверную информацию. Дело в том, что с таким отношением к такому наисерьезнейшему вопросу, как ремонт почти трехкилометрового моста – стратегического объекта, соединяющего два крупных города, начинать его (ремонт) категорически нельзя.
***
Именно поэтому я хочу обратиться к руководству Саратовской области с убедительной просьбой: наберитесь мужества и скажите людям, что поспешили, погорячились. Отложите ремонт хотя бы на год. Потратьте это время на его капитальную подготовку. Придите к единому мнению о способе и методах проведения работ. Максимально облегчите проблему транспортного сообщения (что это будет, понтонная переправа или что-то еще– решать вам). И так далее, и тому подобное. Еще есть время, чтобы не совершить фатальной ошибки. Используйте же его.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.
Денис Жабкин 9 апреля 2014 (09:20)
Отправил ссылку на материал одному из тех, кто занимается ремонтом моста уже много лет. Интересно как ответит на эти аргументы. Ответ опубликую здесь или в блоге.