9 июня 2015 (10:04) | Владимир Утин
По итогам прошедшего в Саратовской области лицензирования управляющих компаний (УК) многоквартирных домов (МКД) 19 организаций не получили разрешение на продолжение деятельности, из-за чего многие дома остались без управления.
Как оплачивать или не оплачивать ЖКУ, проверять качество услуг и что делать, если дома холодно, а из горячего крана льется чуть теплая вода, ИА «Стройсар» разбиралось совместно с руководителем Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Саратовской области Ниной Царевой.
Что делать, если дом находится без управления?
Первым делом необходимо инициировать собрание собственников жилья и на нем проголосовать за выбор способа управления либо перейти к новой УК. При выборе управляющей компании жильцам стоит самим собрать информацию о каждом претенденте. Сделать это несложно: данные о качестве их деятельности содержатся в в открытых официальных источниках. Так, на сайте «Стройсар» в рубрике «Рейтинг УК, ТСЖ и ЖСК» есть краткое досье на деятельность зарегистрированных компаний дополнительная информация о них. Вы также можете ознакомиться с подробными сведениями о прохождении процедуры лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории области.
Если собственникам не удалось договориться, делом занимается местная администрация и выставляет дом на муниципальный конкурс по выбору УК. По информации городской администрации, все 734 саратовских МКД без управления выставлены на соответствующий конкурс.
С кого спрашивать?
Стоит помнить, что в коммунальные платежи входит плата за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление. С 1 января 2015 года к коммунальным услугам стали относиться услуги по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов.
Качество и своевременность оказания коммунальных услуг спрашиваем с:
- управляющей организации, если она является посредником при поставке воды, тепла, электричества и газа между собственниками и ресурсоснабжающими организациями;
- ресурсников, если у собственников заключены с ними прямые договора (при непосредственном управлении);
- правления ТСЖ, а оно, в свою очередь, с тех организаций, с которыми у ТСЖ заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов.
Кто назначает цену ?
Федеральная служба по тарифам. Учитывая, что Россия – страна большая и климатические условия в регионах разные, тарифы на коммунальные услуги устанавливают региональные энергетические комиссии (РЭКи).
С 2014 года в России действует система ограничения роста тарифов. В регионах устанавливаются предельно допустимые индексы изменения размеров платы за коммунальные услуги, которые призваны сдерживать рост платежей за коммуналку.
Тарифы пересматриваются раз в год. Очередной рост будет 1 июля 2015 года.
Как сэкономить?
Собственники помещений в многоквартирном доме не в состоянии повлиять на величину тарифов, но могут попытаться сэкономить на коммунальных платежах. Определяющим снова будет собрание собственников. На нем нужно принять решение об установке в доме энергосберегающих технологий, котельных, улучшении теплоизоляции дома, счетчиков а также регуляторов температуры горячей воды и теплоносителя. Все это позволит снижать расходы на коммунальные услуги и проходит за деньги собственников, однако окупаемость достигается в течение 3-5 лет.
Можно обратиться за помощью к специализированным организациям, которые дадут экспертное заключение, какие технологии применять на доме и насколько они помогут снизить платежи.
Повод не платить
Не платить за предоставление коммунальных услуг совсем в принципе невозможно, однако всегда имеется способ законного перерасчета. Первое – длительное отсутствие дома (командировка, отпуск, лечение, учеба и т. п.). Для перерасчета необходимо в течение месяца после возвращения обратиться в обслуживающую дом организацию с письменным заявлением, указав в нем период отсутствия. К заявлению приложить подтверждающие документы (командировочный лист, больничный, загранпаспорт с отметками о въезде и выезде, проездные билеты, справку с места учебы и т. п.). Если в квартире не установлены счетчики, перерасчет осуществляется по всем предоставленным услугам, кроме отопления и газоснабжения. Плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды перерасчету не подлежит.
В случае необоснованного завышения тарифов либо некачественного предоставления коммунальных услуг, потребитель должен сделать следующее. Первым делом устно или письменно обратиться к поставщику услуг с информацией о нарушениях. Потом инициировать проверку услуг в присутствии двух собственников и представителей поставщиков. Составить акт с фиксацией нарушений. Если поставщик игнорирует претензии, то житель должен обратиться в Госжилинспекцию, которая проведет проверку.
Плату за коммунальные услуги можно уменьшить или не вносить вовсе, если услуги предоставляются некачественно или перерыв в их оказании превышает определенную законодательством продолжительность.
Как должно быть
Отопление.
Допустимая продолжительность перерыва отопления:
- не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца;
- не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры;
- не более 8 часов единовременно – при температуре от +10 °C до +12 °C;
- не более 4 часов единовременно – при температуре от +8 °C до +10 °C.
Нормативная температура воздуха в жилых помещениях: не ниже +18 °C (в угловых комнатах – +20 °C).
Допустимые отклонения: допустимое превышение нормативной температуры – не более 4 °C; снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00) – не более 3 °C.
Горячее водоснабжение.
Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, при аварии на магистрали – 24 часа подряд. Сюда не относится перерыв в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ.
Нормативная температура горячей воды: не ниже +60 °C и не выше +75 °C.
Допустимые отклонения: в ночное время (с 0.00 до 5.00) – не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 0.00) – не более чем на 3 °C.
Состав и свойства горячей воды должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.
Холодное водоснабжение.
Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно.
Состав и свойства холодной воды должны соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Водоотведение.
Допустимая продолжительность перерыва водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
Электроснабжение.
Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа – при наличии одного источника питания.
Напряжение и частота электрического тока должны соответствовать требованиям ГОСТов 13109-97 и 29322-92.
Газоснабжение.
Допустимая продолжительность перерыва газоснабжения: не более 4 часов (суммарно) в течение одного месяца.
Свойства подаваемого газа должны соответствовать требованиям ГОСТа 5542-87.
Что делать, если не так?
Если у собственника есть все основания полагать, что коммунальные услуги оказываются некачественно, алгоритм его действий может быть следующим:
Шаг 1. Обращение (письменное или устное) в организацию, предоставляющую коммунальные услуги.
Шаг 2. Инициирование официальной проверки качества оказания услуг, фиксация нарушения с последующим составлением акта. Проверку желательно проводить в присутствии еще двух собственников.
Шаг 3. Заявление с просьбой произвести перерасчет платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества.
Шаг 4. Понадобится в случае, если организация, предоставляющая услуги, не реагирует на обращение жителей. В таком случае им необходимо обратиться в Государственную жилищную инспекцию или в ее территориальный орган, который назначит свою проверку качества оказания услуг.
Итог
Если, в конце концов, ненадлежащее качество ЖКУ или превышенные перерывы по их предоставлению будут подтверждены, то плата за такие услуги будет сокращена. В некоторых случаях потребителя могут даже полностью от нее освободить.
Петр 15 июня 2015 (22:11)
Всем все равно! Какой же все таки народ у нас без инициативный!!!