2 июля 2014 (14:06) | Дмитрий Богатырёв
Такие люди, как саратовский общественник Сергей Пятковский, у некоторых наших коллег вызывают, мягко говоря, непонимание. Человек пенсионного возраста, слабо дружащий с компьютером и совсем не дружащий с Интернетом, и в то же время находящий силы и время на абсолютно бесплатной и общественной основе возглавлять сразу несколько советов собственников жилых помещений (в частности, он является заместителем председателя городского совета), выстраивать стратегию и тактику борьбы против существующей коррупционной системы в ЖКХ, вести агитацию среди населения и бесконечные переговоры с властью, выпускать за свои деньги агитационную литературу и т.д. и т.п. Но после моего личного общения с этим человеком, я понял, что он просто настоящий борец, каких в наше время, к большому сожалению, почти не осталось. Правда, признаюсь, некоторые его рассуждения звучат, по меньшей мере, наивно. Впрочем, судите сами…
– Сергей Сергеевич, вы на данный момент входите в руководящие органы городского и районного советов собственников жилья, в общественные советы при областном комитете по тарифам, госжилинспекции, городской прокуратуры, облдумы и т.д. Такое ощущение, что вы просто живете этим…
– Ну, сейчас, наверно, да – живу… Но не думайте, что мне заняться нечем. Я до 2010 года в общем-то и не думал ни о чем таком. Просто однажды пришла мне очередная платежка от совершенно замечательной управляющей компании «Волжская ЖЭК» с какими-то абсолютно фантастическими графами и цифрами. Пошел разбираться и увидел своими глазами, как там обращаются с людьми. И ладно бы только со мной… Со всеми обращались как… с мусором каким-то. И вот сначала мы все громко возмущались, а потом как-то само собой пришло понимание, что просто покричать и разойтись мало, нужно объединяться и действовать. Вот так, собственно, все и началось. Первая организация, которую я возглавил, это общественный совет собственников жилых помещений Волжского района…
– Ну и был от этого какой-то выхлоп?
– Был. Мы начали с того, что выбрали старшего по дому и старших по подъездам. Далее мы сделали своеобразную сводную ведомость тех услуг, которые управляющая компания должна нам оказывать и за которые регулярно дерет с нас деньги. И понесли эту ведомость по квартирам, владельцам которых и предстояло ее заполнить. Была предоставлена та или иная жилищная услуга? Так и пишем. А не была, ставим прочерк. И вот когда мы после такого обхода пришли к руководству нашей УК, и оно увидело в этой ведомости сплошные прочерки, тон общения с нами стремительно поменялся. И уже скоро на наш дом вдруг стали выделяться какие-то средства, что-то реально начали делать – ремонтировать, убирать и т.д. Но это была локальная, временная победа…
***
– Вот вы уже четыре года воюете на саратовском жилищно-коммунальном фронте. За это время были созданы различные общественные советы во многих властных и околовластных структурах, проводятся бесконечные круглые столы, акции, так или иначе связанные с темой ЖКХ. Но, на мой взгляд, ничего в этой сфере, по сути, не меняется, только хуже становится. А вы как считаете?
– Я так скажу: если бы ничего этого не создавалось, не делалось, была бы совсем беда. Пока идет сопротивление общества, сохраняется надежда на победу. И иногда победы случаются. Вот совсем свежий пример. Недавно нам удалось добиться отмены постановления человека по фамилии Радаев. Согласно этому документу, который почему-то нигде не афишировался, последние два года все мы платили за отопление, не исходя из показаний приборов учета, а по нормативам потребления, что значительно дороже. Нонсенс! Если мы платим по нормативам, зачем тогда тратили деньги на установку счетчиков?! Теперь все будет иначе…
Но! В главном вы правы: несмотря на то что в последние годы в сфере ЖКХ созданы различные механизмы наведения законного порядка, принципиально ничего не меняется. Одни заседания, разговоры, протоколы, рекомендации… А закон как нарушался, так и нарушается. Содержание жилья как было неудовлетворительным, так таковым и остается.
- Почему, как думаете?
- На самом деле причин много…
- Только не говорите, что главная из них – это пассивность населения…
– В том числе. И это не вина людей, это их беда. Десятки лет за них думали и работали другие. Поэтому и сейчас большинство граждан надеются, что придет «дядя» и наведет порядок. Не придет и не наведет. Но ждать, что ситуация изменится сама собой и наше население вдруг станет активным, не стоит. Людьми нужно заниматься, плотно, серьезно заниматься. И заниматься должны как общественники, так и власть.
– Вы верите, что власть будет этим заниматься? Мне всегда казалось, что ее интересы диаметрально противоположны интересам большинства населения…
– Во многом вы опять же правы. И в этом заключается еще одна причина того, что нет принципиальных изменений. Мы вынуждены констатировать слабый, неэффективный надзор и контроль за исполнением жилищного законодательства и правил по эксплуатации, содержанию и ремонту жилого фонда. Простой пример: в очередной раз в городе со стороны управляющих организаций сорвана отчетная кампания по итогам 2013 года. Важнейшее мероприятие! Кто ответит за это? Где муниципальный собственник квартир? Где прокуратура и другие? А нет никого, никому ничего не надо. Виноваты, мол, сами граждане-собственники жилья, это их проблемы…
Но с другой стороны, мы имеем такую власть, какую имеем. Другой пока нет. И другого пути, кроме как работать с этой властью, я не вижу. Иначе – революция, хаос. И это наши руководители должны четко понимать и не отмахиваться от предложений, которые мы вносим.
– Что это за предложения?
– Ну, например, что касается работы прокуратуры. Сейчас она работает точечно. Допустим, обратился гражданин туда с жалобой на свою управляющую компанию. Прокуратура проводит проверку, выявляет нарушение, делает предписание или даже обращается в суд. Предположим даже, что УК понесло какое-то наказание – в виде штрафа и т.п. Но это не меняет принцип ее дальнейшей «работы». Поэтому работа прокуратуры должна носить системный, всеохватывающий характер.
Мы также предлагаем убрать в отношении недобросовестных управляющих организаций систему штрафов. Потому что эти штрафы руководство УО затем закладывает в платежки населения. И ничего не меняется. Нужно внедрить другую систему мер воздействия: первый шаг – предупреждение, второй – дисквалификация руководителя и третий – ликвидация УО.
Далее… Предлагаем муниципальному собственнику квартир (то есть горадминистрации) затребовать с управляющих компаний подробную расшифровку такого пункта в платежках, как «содержание жилья». Откуда эти придуманные расценки? За что платят люди? Ведь по «содержанию» почти ничего не делается. Скажите, когда у вас в квартире был последний раз сотрудник УК и проверял состояние общедомового имущества? Да никогда! Поэтому мы считаем, что в квитанции должна быть одна строка – «Содержание и ремонт». И все выполненные работы должны подтверждаться актом выполненных работ и сметой затрат, подписанными уполномоченным собственником. И призываем считать уголовным преступлением присвоение УК денежных средств без подписанного акта выполненных работ!
Наконец, необходимо закончить стопроцентный переход по оплате коммунальных услуг собственниками напрямую их поставщику, минуя УО.
***
– Ваши предложения действительно интересные. Но все опять же упирается в добрую волю власти. А силами общественности как-то можно переломить ситуацию, сложившуюся в сфере управления жилищным фондом?
– Да, но, к сожалению, у нас отсутствует эффективный общественный контроль в ЖКХ, да и вообще работа общественности недостаточная. Общественная палата и ее комиссия по ЖКХ не видны и не слышны. Созданный центр общественного контроля не имеет необходимых полномочий, чтобы эффективно работать. Я давно говорю, что нужно создавать институт общественных жилищных инспекторов, которыми должны стать сами собственники жилья, как люди более мотивированные, нацеленные на конкретный результат. Думаю, что их совместная работа с инспекторами областной госжилинспекции принесет весьма ощутимые результаты.
– Сергей Сергеевич, в сентябре прошлого года на круглом столе с участием министра строительства и ЖКХ Тепина, членов Общественной палаты, госжилинспекции наш портал также внес свои предложения по исправлению ситуации в ЖКХ. Среди них были и такие, как введение института обязательного лицензирования для управляющих компаний и серьезное увеличение их минимального уставного капитала. Чуть позже об этих мерах заговорили на самом высоком уровне, вплоть до президента. Вы согласны с ними?
– О существующем ныне минимальном уставном капитале в 10 тысяч рублей я даже говорить не хочу. Что тут обсуждать? Безобразие, и все…
Что касается лицензирования… Мы, члены городского общественного координационного совета собственников жилых помещений, возлагаем особые надежды на внедрение лицензирования деятельности по управлению, содержанию и ремонту жилого фонда. Но оно не должно быть кулуарным, когда лицензию можно будет просто-напросто купить, дав взятку. Лицензирование нужно сделать полностью прозрачным. Оно должно проходить в присутствии жителей тех домов, которые рискуют стать клиентами той УК, которая претендует на лицензию. И если собственники накладывают «вето», лицензия не выдается.
И еще… Учитывая ту спешку, с которой принимается закон о лицензировании, можно ожидать, что он забуксует с самого начала. Мы давно говорим, что до его выхода необходимо проводить подготовительную работу. Во-первых, нужно провести совещание с хозяевами УК по проекту закона, где предупредить их о серьезности ситуации. Ведь на сегодняшний день, по сути, ни одна УК не работает в рамках правового поля. Во-вторых, надо готовить, обучать будущие составы лицензионных и аттестационных комиссий, сотрудников УК, ТСЖ, ЖСК… А ведь никто же этим сегодня не занимается. Никто не думает о том, что в процессе лицензирования многие УК откажутся от работы в значительном количестве домов старого фонда. Так что есть серьезные опасения, что принимаемый закон, мягко говоря, не оправдает ожидания подавляющего большинства населения.
***
– Сергей Сергеевич, чтобы вы хотели сказать читателям портала «Стройсар» в завершение нашего разговора?
– Уважаемые читатели «Стройсара» и все коллеги-собственники помещений! Порядок в доме, качество управления, содержания и ремонта общедомового имущества в первую очередь зависит от нас. За нас никто не решит наши проблемы. Поднимайтесь, пора начинать действовать! Объединяйтесь, создавайте советы домов! Вступайте в районные организации собственников жилья! Звоните, мы всегда поможем и подскажем, как решить ту или иную проблему. Телефон горячей линии» 23-77-38.