14 июня 2016 (09:04) | Сергей Николаев
На прошлой неделе разразился скандал вокруг частных транспортных предприятий, осуществляющих перевозки по области. Поводом стала жалоба компании «Властелин», знакомой саратовцам по логотипам на междугородних Газелях и автобусах. Перевозчик заявил о том, что их павильоны незаконно убрали с Привокзальной площади, что снизило прибыль компании. Поскольку в своих бедах «Властелин» винит администрацию города, компания обратилась с жалобой к губернатору Радаеву. ИА «Стройсар» выяснило, нашла ли претензия адекватный отклик. Наш корреспондент побеседовал с замминистра по дорожному комплексу министерства транспорта и дорожного хозяйства Сергеем Плешаковым.
- Сергей Александрович, известно, что областной минтранс не поддерживает претензии частных перевозчиков и солидарен с мэрией. Расскажите о вашей позиции.
- Мы считаем, что пользуясь пробелами в законодательстве компании перевозчиков «Властелин» и «Ной-64» фактически развалили отлаженную годами действующую систему автоперевозок пассажиров в районах области.
За последние годы рынок автотранспортных услуг в Саратовской области резко изменился. Надо понимать, что среди маршрутов есть высокодоходные, среднедоходные, где прибыль невысока и те, где вовсе нет прибыли, так называемые, социальные маршруты, где работать приходится в убыток, потому, что населению эти маршруты жизненно необходимы. Как правило, высокодоходными считаются междугородные маршруты, городские маршруты выходят на самоокупаемость, а уж сельско-городские маршруты - самые убыточные. В структуре маршрутной сети области до 80 % маршрутов являются социально-направленными и заранее планово-убыточными. Легальный перевозчик всегда работал на всех маршрутах, покрывая свои убытки от «плохих» маршрутов маршрутами выгодными.
- Вы называете компании «Ной-64» и «Властелин» нелегалами?
- Да, можно так сказать. Эти компании осуществляют перевозку пассажиров и багажа по заказу, но фактически они осуществляют регулярные перевозки. Теперь на высокодоходных автобусных маршрутах соединяющих областной центр с районными центрами и городами пришли перевозчики в лице компаний ООО «Ной-64», ООО «ТК Властелин», ООО «Автобаза – Турист – Саратов» и ООО «Консул». Они как бы подменили разовые поездки регулярными. Эти компании фактически захватили рынок пассажирских перевозок в области.
Кстати, компании, осуществляющие заказные перевозки освобождены от выполнения лицензионных требований, как правило, не имеют договоров обязательного страхования транспортных средств и пассажиров. Подвижной состав таких перевозчиков не всегда проходит ежедневный предрейсовый технический осмотр, а водители - ежедневного предрейсового медицинского осмотра. Таким образом, у перевозчика появляется возможность существенно снизить стоимость билета, но согласитесь, эти «мелочи» значительно влияют на безопасность и здоровье пассажиров.
- Как работа нелегалов отразилась в целом на перевозках по области?
- Возьмем простой пример АТП в Ровном. Оно работало на всех маршрутах, в том числе в самых отдаленных селах Ровенского района. Пришел «Властелин», создав фактически маршрут «Саратов-Ровное» и присвоил тем самым выгодный маршрут. А вот в сельскую глубинку уже не поехал, неинтересно, убыточно. В итоге Ровенского АТП больше нет, разорилось. Но самое печальное, что люди в селах потеряли единственную связь с райцентром. Им даже в больницу приехать проблема.
Так произошло уже в 16 районах области.Трудности испытывают и другие районы. Только за последние девять месяцев пассажирские перевозки полностью прекращены по муниципальным автобусным маршрутам пригородного сообщения в девяти муниципальных районах: Александрово-Гайском, Балтайском, Воскресенском, Новобурасском, Пугачевском, Самойловском, Советском, Татищевском, Турковском.
- Частники недовольны тем, что их павильоны убрали с Привокзальной площади. Как вы можете это покомментировать?
-Хочу заметить, что по федеральному закону остановочные пункты должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций, при этом посадка и высадка пассажиров в иных местах запрещены. Это сделано ради безопасности пассажиров. На автовокзале и его автостоянках регулярно проводится проверка на безопасность транспорта, багажа и т.д. При этом здания и территория автовокзала соответствуют требованиям безопасности пассажирских перевозок.
Но, например, компания ООО «Ной-64» осуществляет перевозки пассажиров и багажа с территории стадиона «Локомотив». Компания имеет также два кассовых пункта на стадионе «Локомотив», зал ожидания, расположенный под трибуной стадиона. Отстой автобусов, посадка и высадка пассажиров производится непосредственно на территории спортивного сооружения. На мероприятиях, проводимых на территории стадиона, на которых могут принимать участие сразу несколько тысяч жителей, не обеспечивается должный уровень антитеррористической безопасности.
Мы считаем, что вопросы обеспечения антитеррористической безопасности населения и безопасности дорожного движения должны быть превыше экономической выгоды, которую руководство стадиона получает от договора аренды с автоперевозчиками.
Тоже самое касается и Привокзальной площади.