11 марта 2014 (12:32) | Олег Николаев
Исторически сложилось, что железная дорога проходит через весь Саратов: из Ленинского района через центр в Заводской и за Волгу или наоборот, в зависимости от того, откуда смотреть. При этом специальных пешеходных мостов, которые позволяли бы горожанам безопасно и в удобном для себя темпе пересекать рельсы, в городе сравнительно мало. Автор ИА «Стройсар», обошедший в последние дни зимы большинство городских пешеходных мостов над железной дорогой, обнаружил, что в целом они находятся в хорошем состоянии. Хотя снег и наледь в ряде случаев убирать с них никто не торопится. При этом сами горожане зачастую ленятся подниматься на мосты, предпочитая подвергать свою жизнь опасности, если существует возможность пересечь (а иногда и перелезть) рельсы «просто так» и где попало.
В Саратове все мостовые переходы через железнодорожные пути можно разделить на две группы. В первую входят современные крытые сооружения, по которым удобно передвигаться в любое время года и любую погоду. Таких в городе всего два – на станциях Саратов-3 и Трофимовский-1.
Вторая группа (то есть все остальные) – это типовые мосты без крыш или навесов. Большинство было построено еще во времена СССР.
От галереи...
Самым любопытным с точки зрения архитектуры представляется крытый мост рядом со станцией Саратов-3 в Заводском районе. Он позволяет попасть с Ново-Астраханского шоссе на Киевский проезд.
До длинной основной галереи с обеих сторон ведут несколько лестничных маршей. С внешней стороны в верхних точках они обозначены конструкциями, напоминающими башни.
Длина этого моста составляет 163 метра. Навесы и боковины моста, общая площадь которых 1700 кв. м, выполнены из поликарбоната. Для удобства пешеходов и инвалидов лестницы снабжены пандусами. По данным газеты «Известия», которая в публикации об открытии моста в сентябре 2009 года ссылалась на службу по связям с общественностью ПривЖД, на возведение моста ОАО «РЖД» потратило около 55 миллионов рублей.
И снаружи и внутри мост находится в удовлетворительном состоянии, хотя разрушительной энергии вандалов он, увы, не избежал. В нескольких местах поликарбонатные «стекла» пробиты или выломаны. В целом этот мост представляет собой длинную закрытую галерею.
...до трубы
Второй подобный мост, на станции Трофимовский-1 в Ленинском районе города, больше похож не на галерею, а на большую зеленую трубу с парой «отростков».
Этот мост длиннее своего зеленого собрата в Заводском районе, менее чем на 40 метров. Но зато дороже почти в 6 (!) раз. На 200 метров этой инженерной конструкции из железобетона, металлоконструкций и поликарбоната компания РЖД, по ее же собственной информации, потратила 300 миллионов рублей. На сегодняшний день это самый новый мост в городе – официально его сдали в эксплуатацию в середине лета 2013 года.
Высокая цена – почти треть миллиарда рублей, или примерно 10 миллионов долларов по курсу на тот момент, – за сооружение, которое сложно назвать шедевром архитектуры и инженерной мысли, вызвала удивление и возмущение многих горожан и ряда СМИ.
Ремонта старого или строительства нового моста жители окрестных микрорайонов ждали давно. Старый советский мост из-за активной нагрузки в последние годы сильно обветшал. На лестнице со стороны железнодорожной станции отсутствовали ступени, а дыры и щели были заделаны досками. В гололед эта шаткая конструкция превращалась в зону риска, особенно для пешеходов преклонного возраста.
Те, кто пользуется новым мостом, избавлены от таких опасностей, в том числе потому, что ступеней в основной части у него нет вообще.
Впрочем, для спуска на платформы придется воспользоваться обычными лестницами.
Архитектура этого сооружения такова, что в самой длинной части моста человек не видит входов и выходов с обеих сторон, поскольку по сути находится в замкнутой трубе. Некоторые горожане в связи с этим жаловались и на клаустрофобию, и на потенциальную опасность для одиноких пешеходов со стороны тех, кто может спрятаться за поворотами (включая лестницы, ведущие на платформы, спрятанные в двух дополнительных «трубах»). В РЖД, надо понимать, учли эти тревоги и опасения, поскольку в настоящее время этот мост – единственный, где можно увидеть установленные видеокамеры. Правда, работают они или нет, по их виду непонятно.
Зеленый коридор
Из открытых мостов Саратова самое протяженное сооружение – это переход над рельсами на станции Саратов-2. Как и его крытые собратья, этот мост имеет монохромную зеленую расцветку.
У моста сложная форма с перепадами высот, и чтобы преодолеть его, среднему человеку потребуется не менее пяти минут.
В целом этот мост находится в хорошем состоянии, все ступени лестниц и ограждения целы, но очисткой его от снега, видимо, никто особенно не озабочен. Автор ИА «Стройсар» побывал на этом объекте через несколько дней после снегопада. Вид лестниц и пролетов свидетельствовал о том, что им необходимы заботливые руки дворников. Пешеходам приходилось спускаться и подниматься по лестницам, конкурируя за доступ к перилам, чтобы не упасть.
Когда не хватает солнца
Мост на станции «Молодежная» в Ленинском районе позволяет попасть с проспекта 50 летОктября на улицу Шехурдина и обратно. Его ограждения и перила выкрашены в яркий желтый цвет. И для пешехода это несколько оживляет промышленный пейзаж, в котором он находится.
Без любителей разрисовывать ровные окрашенные поверхности своими каракулями здесь, увы, тоже не обошлось. Чистоту этого сооружения в день нашего визита тоже трудно было назвать идеальной.
Памятник советской промышленности
Расцветка открытого моста на станции «Техстекло» еще более веселая, чем у двух предыдущих, – его перила и ограждения выкрашены сразу в желтый, красный и синий цвета.
Мост расположен в промзоне Ленинского района рядом с бывшим советским промышленным гигантом, который когда-то и дал наименование остановке электричек в этом месте (теперь предприятие носит другое название). Если точно не знать, где находится этот мост, найти его не так-то просто. А на подходах предстоит пройти в щель между бетонной стеной и грузовыми контейнерами, которые стоят почему-то именно в этом месте.
Этот мост имеет целых две лестницы, ведущие на платформы.
В последних числах февраля все лестничные пролеты находились практически в идеально чистом состоянии. Впрочем, снег и лед на основной высоте давали понять, что причиной порядка на лестницах могут быть солнце и ветер, а также полное отсутствие «спроса» со стороны населения района на электрички.
В любом случае этот мост способен обслуживать большое количество пешеходов. Он находится в отличном состоянии, все ограждения и лестницы целы. Но теперь его возможности востребованы, главным образом, в дачный сезон, когда остановкой пользуются садоводы и огородники. Однако не факт, что будущим летом этот мост будет служить хотя бы им. На здании станции, рядом с законсервированной на зиму кассой, висит листовка ОАО «Саратовская Пригородная Пассажирская Компания», которая информирует о том, что договор с правительством области об обслуживании населения пригородными электричками заключен только на 1-й квартал 2014 года.
Немногочисленные пешеходы, встреченные у моста в середине рабочего дня, своим поведением открыто демонстрировали, что забираться по лестницам им лень – проще пройти по путям.
Место, по которому они спускаются с платформы на пути, отчетливо выделяется утоптанным снегом, несмотря на запрещающие знаки.
Над городом
Пешеходный мост, расположенный в прямой видимости от администрации Заводского района, соединяет перекресток улиц Барнаульской и Авиастроителей с перекрестком Ново-Астраханского шоссе и Пожарного проезда. Он позволяет горожанам без проблем преодолеть как проезжую часть шоссе, так и несколько железнодорожных путей.
Как и мост на станции «Техстекло», он ярко раскрашен в несколько цветов.
Окрашенные пространства, конечно, тоже привлекли любителей всюду оставлять свои следы. В день нашего рейда на нем были заметны снег и лед, а также остатки системы освещения, над которой, видимо, «поработали» местные вандалы.
Несмотря на наличие моста, некоторые горожане предпочитают переходить рельсы и дорогу, не пользуясь им.
Невостребованная забота
Еще проще пересечь железную дорогу на другом конце города, в Ленинском районе, неподалеку от завода «Контакт», который дал название расположенной там одноименной остановке электричек. В этом месте рельсы образуют лишь два пути, поэтому жители близлежащих микрорайонов переходят их, вместо того чтобы пользоваться мостом.
Из всех осмотренных нами сооружений этот мост желто-синей расцветки находится в наименее удовлетворительном состоянии. Ограждения из-за «активности» вандалов имеют очевидные прорехи, которые встречаются на всем протяжении моста. Фонари, предусмотренные конструкцией, тоже давно разбиты и поломаны.
Поднимись над суетой
Общее число пешеходных мостов над железной дорогой в Саратове не исчерпывается описанными выше. Однако, с учетом всех вариантов (вроде «красного моста» рядом со станцией Астраханский переезд, моста на станции Правобережная в районе Увека и моста на железнодорожном вокзале), все равно получается, что в городе буквально с десяток таких сооружений. Учитывая большую протяженность Саратова вдоль Волги, этого мало. Во многих частях города саратовцы вынуждены пересекать рельсы, пользуясь санкционированными переходами (как, например, на станции Астраханский переезд), либо стихийными, как, например, это происходит в районе кольца НИИ на пересечении улицы Шехурдина с проспектом Строителей. Об этом переходе можно подробно прочесть в одном из блогов ИА «Стройсар». Ссылка: http://stroysar.ru/perehon-na-50-let-oktiabria/
К настоящему времени в этом месте ничего к лучшему, увы, не изменилось.
Мосты над железной дорогой в Саратове не только решают функциональную задачу. Они могут помочь поднять настроение пешеходу, и не только своей яркой расцветкой, но и в буквальном смысле, расширив кругозор: с большинства из них открываются если не красивые, то, по крайней мере, интересные виды на город. Однако саратовцы, погруженные в свои проблемы, зачастую предпочитают в прямом и переносном смысле ходить по земле, даже если это связано с риском для жизни.
Гость 11 марта 2014 (14:35)
"Этот мост длиннее своего зеленого собрата в Заводском районе менее чем на 40 метров."
Как-то не совсем правильно смотрится, почему нельзя было написать "короче"?