21 апреля 2014 (16:38) | Дмитрий Богатырёв
Чуть больше недели назад ИА «Стройсар» опубликовало первую часть материала «Средь шумного бала», в котором был начат разговор о системе госзакупок, которая сложилась в Саратовской области в последние десять лет. Сегодня продолжение темы.
Три к одному
Перед самым падением правительства Павла Ипатова комитет по координации и контролю госзакупок, который шесть лет возглавляла бывшая супруга бывшего же руководителя аппарата областного правительства Виктора Жданова Людмила Жданова, был упразднен, а в структуре регионального министерства экономического развития и торговли снова появилось соответствующее управление. Руководителем этой структуры назначили Наталью Калашникову.
«Если говорить о различии функций нынешнего управления и комитета, то объем полномочий в принципе остался прежним, – комментировала мне данные изменения Наталья Александровна в сентябре 2012 года. – Естественно, меняются какие-то целевые ориентиры, подходы к работе, общая политика в сфере закупок. Сейчас, честно скажу, работать стало тяжелее. Расходы на содержание нашего управления по сравнению с комитетом за счет оптимизации штатных единиц и расходов на содержание аппарата сокращены более чем в два раза. То есть сотрудников стало меньше, а объем работ остался прежним.
Связана ли реорганизация комитета в управление с фигурой руководителя первого – Людмилой Ждановой? Не думаю. Дело в том, что это решение принимало еще прежнее правительство региона. Скорее, это связано с банальной оптимизацией расходов, с сокращением аппарата чиновников».
Но прошло всего три месяца с момента нашего разговора, и губернатор Валерий Радаев подписал постановление о создании в структуре правительства самостоятельного комитета по государственным закупкам штатной численностью 15 человек (в комитете Ждановой было на одного сотрудника больше). При этом управление Натальи Калашниковой никуда не делось. Скажем больше, оно до сих пор существует в составе министерства экономики и торговли. А уже в начале года нынешнего глава нашего региона подписывает постановление о создании подведомственного управлению делами правительства Государственного казенного учреждения Саратовской области «Государственное агентство по централизации закупок», штат которого достиг уже 31 (!) человека. И получается, что на сегодняшний момент госзакупками в нашей славной, но бедной губернии занимаются целых три структуры – управление, комитет, ГКУ, не считая управделами правительства, которое закупает для самого правительства, облдумы и других важных властных структур. Хороша, нечего сказать, оптимизация…
Закупочный фильтр
Но, чтобы не делать поспешных выводов, мы отправились в гости к уже бывшему председателю комитета по госзакупкам, а ныне директору вышеупомянутого закупочного казенного учреждения Станиславу Кошелеву.
– Уверяю вас, здесь нет никакого задвоения или затроения функций, – поспешил нас успокоить Станислав Валерьевич. – Бывший комитет Ждановой и нынешнее управление Калашниковой никоим образом по своему функционалу не связаны с тем, что делает нынешний комитет по госзакупкам, а вскоре будет делать государственное казенное учреждение. Начнем с создания комитета по госзакупкам, который я возглавлял. Как известно, до 1 января 2014 года сферу закупок у нас определял 94 ФЗ, согласно которому допускалось создание уполномоченных органов на централизованное размещение заказов заказчиков. На основании постановления губернатора Валерия Радаева в декабре 2012 года был создан комитет. Его наделили полномочиями уполномоченного органа по размещению заказа в части отдельных министерств и ведомств. То есть все шло поэтапно. До этого в области такого не было.
– А как же тогда комитет Ждановой?
– Комитет Ждановой был контрольным органом в чистом виде (методическая работа, контрольные функции и т.п.). И нынешнее управление по контролю в минэкономике, которое возглавляет Калашникова, выполняет именно функцию по контролю. Наш же комитет по закупкам непосредственно обрабатывает заявки органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений. Например, идет заявка от минздрава на приобретение какого-то лекарства для больных туберкулезом по какой-то программе. Комитет принимает заявку, ее обрабатывает, делает аукционную документацию, размещает на официальном сайте, проводит торги, подводит итоги, составляет соответствующий протокол, на основании которого определяет победителя, и дальше уже конкретное ведомство заключает контракт с поставщиком. И так в большинстве регионов РФ. Может быть 3-4 региона осталось, где отсутствуют уполномоченные органы. То есть именно мы подконтрольны управлению Калашниковой. Мы, грубо говоря, осуществляем процесс закупок, а они его контролируют.
– Когда вы говорите «мы», вы какую структуру имеете в виду – комитет, который возглавляли ранее, или ГКУ, которым руководите сегодня?
– Это, примерно, то же самое. Кстати, ГКУ расположено в том же самом помещении, что и комитет. Сейчас все объясню. Наш комитет был создан в декабре 2012 года. Понимаете, мы создавались с чистого листа. И поскольку создание такого уполномоченного органа было новым делом для региона, единомоментно туда не были переданы все закупки. С 1 января мы начали обслуживать только министерство здравоохранения, министерство образования и министерство социального развития. А уже с 1 июня и с 1 октября соответственно – дополнительные министерства. То есть нагружали нас постепенно. Изначально штат комитета состоял из 15 человек. Эта численность была сформирована под тот небольшой объем закупок, который планировалось размещать с начала 2013-го. Мы размещали закупки от 500 тысяч рублей и только по определенным кодам товаров и услуг. Изначально там были медикаменты, компьютерная техника, программное обеспечение и др. По мере развития комитета, его функции постоянно увеличивались, добавлялись новые министерства, добавлялся перечень товаров, работ и услуг. В конечном итоге мы поставили вопрос следующим образом: комитет готов взять, согласно пожеланию губернатора, еще больший объем закупок. И в конце года стал вопрос об увеличении штатной численности. Мы проанализировали деятельность уполномоченных органов других регионов. Там штатная численность от 25 до 50 человек в зависимости от функционала, который в каждом регионе разный. Мы выступаем в качестве фильтра, где заявка заказчика приводится в соответствии с нормами законодательства, где минимизируется максимальная начальная цена, если она завышена, создаем реальные условия для участия максимального количества участников и т.д. То есть у нас в отличие от других регионов функционал был расширенный. Когда стал вопрос об увеличении штатной численности до 31 человека, стало ясно, что область сегодня не в том положении, чтобы увеличивать количество госслужащих. 44-й закон снял эту проблему. Он дает возможность создавать уполномоченный орган как в виде ГКУ, так и в виде комитета. Но в случае с ГКУ число госслужащих уже не придется увеличивать.
– Если я правильно понял, то сейчас в одном и том же помещении находится и комитет по закупкам и ГКУ по закупкам. Не мешаете друг другу?
– Нет, дублирование функций исключено. Просто, чтобы не прекратить процесс централизации закупок, был сделан плавный переход. То есть сейчас, по сути дела, комитет находится в стадии ликвидации. Проект соответствующего постановления сейчас проходит этапы согласования в правительстве. В определенный законом срок коллектив комитета будет предупрежден о его сокращении. Но пока он действует. Сейчас в комитете находятся заявки, которые уже поступили от органов власти. Нужно завершить процедуру торгов по ним. А ГКУ сейчас готовится перенять у комитета эстафетную палочку. Мы уже зарегистрировались в качестве юридического лица, у нас был утвержден устав, открыты счета. И ближайшее время казенное учреждение приступит к своим прямым обязанностям, а штатные сотрудники комитета станут сотрудниками ГКУ. Вот и все.
– Станислав Валерьевич, вы только что сказали, что увеличить вдвое штат комитета не позволило тяжелое экономическое положение Саратовской области. Но, как известно, государственное казенное учреждение финансируется из того же регионального бюджета. А численность его сотрудников в два с лишним раза превышает комитетскую. Сколько же будет выделено средств на его содержание?
– Тут несколько моментов. Объем финансирования пока еще не определен, но я не думаю, что он будет выше тех расходов, которые заложены в бюджете на комитет. Просто на увеличение численности его штата все-таки деньги нашлись. Сейчас штат комитета составляет 31 человек, а по факту – трудятся только 15. И те средства, которые были предусмотрены на содержание комитета, достанутся ГКУ. Но в этом случае мы уже не говорим о раздувании количества госслужащих.
На сегодняшний момент госзакупками в нашей славной, но бедной губернии занимаются целых три структуры – управление, комитет, ГКУ, не считая управделами правительства, которое закупает для самого правительства, облдумы и других важных властных структур. Хороша, нечего сказать, оптимизация…
– Известно, что согласно законодательству государственное казенное учреждение имеет право оказывать платные услуги. Вы воспользуетесь таким правом?
– Мы сейчас думаем над этим вопросом. Возможно, что да. Если учреждение будет зарабатывать что-то дополнительно, то тем самым снизится и нагрузка на областной бюджет. Но какие именно будут эти услуги и каков будет их объем, еще не решено. Сейчас для нас важнее другое – справиться со своими прямыми обязанностями и отладить бесперебойную централизованную систему госзакупок.
– Но ваши прямые обязанности не будут платными для клиентов?
– Ни в коем случае. Это было бы прямым нарушением закона.
Расширенный функционал
Вот такую картинку нарисовал нам господин Кошелев. Вполне себе симпатичную и стройную. Если не считать логическую абракадабру с оптимизацией бюджетных расходов через создание новой структуры с в два раза возросшим штатом сотрудников, не являющихся госслужащими, но получающих зарплату из бюджета региона. А теперь давайте рассуждать по простому…
Госдолг Саратовской области на сегодня равняется почти 44,5 миллиарда рублей. Дефицит бюджета губернии более 7 миллиардов. Бюджетные расходы на содержание регионального комитета по госзакупкам на 2014 год составляют без малого 14 миллионов 177 тысяч рублей. Бюджет управления делами правительства Саратовской области, которое является учредителем ГКУ «Государственное агентство по централизации закупок» – более 965 миллионов. Из них 148 миллионов 299 тысяч рублей – это расходы по обеспечению деятельности областных государственных казенных учреждений. Сколько из этих денег будет потрачено на ГКУ, пока не ясно. Или ясно, но не очень. Или очень, но не нам. Между тем постановления о создании закупочного казенного учреждения и о наделении его соответствующими функциями подписано, количество штатных единиц определено. Спрашивается, как можно что-то учреждать и формировать, не имея ясности во что это обойдется по деньгам? Значит, бюджет нового ГКУ просто не афишируется? Почему? Потому что он неприлично велик по сравнению с бюджетом комитета? Приемлемы ли и оправданны ли подобные эксперименты в сегодняшней экономической ситуации, сложившейся в регионе? Расширенный функционал, говорите? Но, может быть, в регионе с таким бешеным госдолгом и дефицитом бюджета этот функционал неплохо бы сузить?
Но, может быть, я слишком примитивно рассуждаю? Быть может жесткая, отлаженная, отфильтрованная (как выражается Станислав Кошелев) централизованная система госзакупок явится в ближайшем будущем локомотивом саратовского экономического прорыва или даже чуда? Поживем – увидим. А пока приведем еще одну цитату из интервью Натальи Калашниковой двухгодичной данности: «Смысл электронных аукционов как раз и заключался в том, чтобы исключить возможность сговора между участниками торгов. Информация о том, кто участвует в торгах, становится известной уже после того, как они проведены. Но, увы, участники торгов все равно каким-то образом ее получают. И, следовательно, по-прежнему имеют место случаи сговора. Почему? Мы, конечно, не правоохранительные органы, но, возможно, утечка идет с самих электронных площадок».
Моменты истины?
Очень может быть, что подобное высказывание никоим образом не может относиться к команде Станислава Кошелева, которая работает исключительно честно. Но вот один интересный факт. Мой вопрос о том, почему фирмы, афиллированные прежнему саратовскому губернатору, уличенные во всех смертных грехах бывшим руководством Счетной палаты региона и не только, до сих пор не просто не внесены в реестр недобросовестных поставщиков товаров, работ и услуг, но и продолжают выигрывать крупные конкурсы и тендеры, поставил Станислава Валерьевича в тупик. Внятного ответа не последовало.
Вопрос о том, почему фирмы, аффилированные прежнему саратовскому губернатору, уличенные во всех смертных грехах бывшим руководством Счетной палаты региона и не только, до сих пор не только не внесены в реестр недобросовестных поставщиков товаров, работ и услуг, но и продолжают выигрывать крупные конкурсы и тендеры, поставил главу ГКУ в тупик. Внятного ответа не последовало.
Или еще один пикантный момент. Cогласно постановлению губернатора, ГКУ Саратовской области «Государственное агентство по централизации закупок» имеет по сути монопольное право на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для всей региональной бюджетной сферы «за исключением представительства Правительства Саратовской области при Правительстве Российской Федерации, управления делами Правительства области и подведомственных ему учреждений, органов исполнительной власти области, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется управлением делами Правительства области, а также учреждений, в отношение которых управление делами Правительства области осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств». В чем дело, господа? Представители областной власти не доверяют созданному своими руками фильтру? Или закупки для нужд самих чиновников осуществляются по другим законам?
Ну и, наконец, платные услуги. Я всегда был против того, чтобы их оказывали организации, завязанные на бюджетном финансировании, даже если деньги от платных услуг должны пополнять бюджет. Потому как платные услуги всегда есть элемент ведения бизнеса (хотим мы того или нет). А бизнес – страшно заразительная штука, особенно когда тебя страхует бюджет. И случаев, когда бюджетные средства самым причудливым и невероятным образом переплетались с деньгами внебюджетными, а государственные интересы – с интересами частными, не счесть. Но даже если в данном случае этого каким-то образом не произойдет, то ответьте мне на простой вопрос: кто будет такие услуги оказывать? Сотрудники ГКУ? Позвольте, но неужели именно ради этого создавалась данная организация и увеличивался штат? Или придется для подобных целей еще набирать людей, в очередной раз увеличивая нагрузку на бюджет?
***
В конце нашей беседы Станислав Кошелев не без гордости обмолвился, что в системе госзакупок Саратовская область едва ли не единственная, которая пошла по пути создания ГКУ? Что ж, возможно. Но только может ли это являться предметом гордости? Лично у меня на сей счет большие сомнения…