1 ноября 2016 (15:06) | Александр Алексеев
В Саратове выработаны четкие позиции относительно введения электронной отчетности ТСЖ и ЖСК. 13 сентября прошло рабочее совещание по совершенствованию законодательства деятельности ТСЖ И ЖСК, проведенного по инициативе Центра общественного контроля в сфере ЖКХ области и при поддержке Министерства строительства. Его участники сошлись во мнении, что обязанность работать в системе ГИС ЖКХ может привести к массовому уходу с рынка небольших управляющих организаций, что недопустимо.
На совещание были приглашены представители Областной думы, Общественной палаты, Госжилинспекции и общественного совета ЖКХ при областном правительстве. А также председатели ТСЖ и ЖСК Саратова и Энгельса. Результатом дискуссии стало решение о внесении предложения о моратории на введение в действие платформы ГИС ЖКХ для ТСЖ, ЖСК и по тем многоквартирным домам, где имеется непосредственное управление собственниками. И я хочу обратиться ко всем заинтересованным лицам о проведении кампании по введению такого моратория.
Преимущества небольших ТСЖ и ЖСК
Остановлюсь на причинах, которые послужили основанием для инициативы. Я являюсь председателем правления ТСЖ «Детский парк», членом координационного совета по развитию самоуправления в жилищной сфере муниципального образования «Город Саратов», поэтому эта тема для меня актуальна и я могу говорить, как эксперт. Отрасль жилищно-коммунального хозяйства России проходила разные стадии своего становления, начиная от муниципальных и ведомственных предприятий, управляющих жилищным фондом, до управляющих компаний, как правило, имеющих форму ООО и ЖСК. Представляя ЖСК, существовавшие еще в советское время, отмечу, что они хорошо себя зарекомендовали в системе управления жилфондом, когда небольшой коллектив, созданный членами кооператива, управлял домом, имел возможность содержать его в образцовом порядке, решая все насущные вопросы на общем собрании. Прошу заметить, что существующие ЖСК, как правило не имеют долгов перед ресурсоснабжающими организациями.
Представляя ТСЖ, вы конечно должны понимать, что я не беру ту уродливую форму, которая сформировалась в виде всевозможных ассоциаций ТСЖ, объединяющих до 100 и более многоквартирных домов. Эти ассоциации и многодомовые ТСЖ искажают саму идею существования некоммерческого партнерства, фактически являясь управляющими компаниями, осуществляющими коммерческую деятельность. ТСЖ – это очень разумная форма управления домом. В 2000-е годы в стране велась активная работа по созданию Товариществ собственников жилья, как некоммерческих организаций, позволяющих управлять жилым фондом и содержать его без лишних издержек и своевременно рассчитываться за коммунальные ресурсы с энергоресурсными организациями. ТСЖ, как правило, возглавляют неравнодушные люди, желающие видеть свое жилье в хорошем и ухоженном виде, но из-за того, что оплата труда работников в системе ЖКХ традиционно невелика, работать председателем ТСЖ в основном, соглашаются люди пенсионного возраста. По личному опыту хочу отметить, что профессиональный срез председателей ТСЖ очень разнообразен, люди на должность председателя ТСЖ приходят из разных отраслей, начиная от руководителей дошкольных учреждений, до депутатов Областной Думы и военных пенсионеров. Единая важная черта для органов власти, в виде существующих ТСЖ – хорошее содержание жилого фонда и своевременный расчет за поставленные ресурсы энергоснабжающим организациям. Еще одно из преимуществ ТСЖ, - упрощенная система налогообложения, экономия для собственников жилья, так как расчет и начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги оно проводит самостоятельно, без привлечения рассчетно-кассовых центров (РКЦ), позволяя снизить плату на содержание жилья. Сохранность денежных средств и взносов членов ТСЖ обеспечивается надлежащим образом, нет лишних расходов на услуги РКЦ, по которым необходимо учитывать и тот фактор, что в Российской Федерации сложилась негативная судебная практика, связанная с потерей денежных средств, при ликвидации РКЦ по тем или иным причинам. РКЦ, как правило, имеет организационно-правовую форму в виде ООО, с уставным капиталом в 10000 рублей и доверять денежные средства такому предприятию, означает подвергать опасности денежные взносы членов ТСЖ и само существование ТСЖ из-за невозврата денежных средств.
Электронная кабала
Начиная с января 2017г. все управляющие организации обязаны будут предоставлять и размещать информацию в ГИС ЖКХ: всю финансовую отчетность, начисление оплаты за ЖКУ, сформированные данные по управлению жилыми домами в электронном виде. Государственная власть лихо организовала данную кампанию. Первое, что оно обозначило, это крупные штрафные санкции, как на руководителя организации, так и на саму организацию, в случае неполного раскрытия информации, отсутствия отчета и документооборота в электронном виде. За отсутствие в электронном виде квитанций на оплату ЖКУ собственникам помещений разрешается вообще не оплачивать потребленные коммунальные и жилищные услуги. В итоге, сегодня стабильно работающая маленькая управляющая организация в виде ЖСК или ТСЖ, не имеющая прибыли, т.к является некоммерческой, выполняющая важные функции управления жилым фондом и исправно собирающая и оплачивающая коммунальные ресурсы, может попасть под банкротство. Взаимоотношение в рамках Государственной Информационной Системы ЖКХ требует специальных навыков, умение работать на компьютере не только в пределах уверенного опытного пользователя, но и обладать некоторыми знаниями системного администратора, со знаниями экономического и бухгалтерского раздела. Где Вы найдете сразу столько специалистов? Если Управляющие организации, у которых в управлении находятся более 30 Многоквартирных домов, могут позволить себе сформировать отдел по взаимодействию с ГИС ЖКХ, привлечь на работу 2-х, 3-х специалистов с оплатой труда в пределах 30-40 тысяч рублей каждому, потому как работа ответственная и требует высокой квалификации, и это для них ненамного увеличит расходы на содержание помещений, то для ТСЖ и ЖСК, которые управляют одним или двумя домами, это будет слишком большим бременем. На оплату даже одного специалиста потребуется увеличивать расходы по содержанию жилья на 3-4 рубля за квадратный метр. Большинство руководителей ТСЖ и ЖСК вряд ли смогут в ближайшее время квалифицированно взаимодействовать с ГИС ЖКХ. Потом другой вопрос: где найти таких специалистов, которые бы знали основы экономики и бухгалтерии и были бы опытными пользователями компьютера? Их что за время, которое отвели для внедрения ГИС ЖКХ, подготовили в наших учебных заведениях? Немаловажен вопрос о финансовой ответственности руководителя небольшой управляющей организации, такой как ТСЖ, ЖСК, так как за его электронной подписью будет размещаться и проводиться вся информация по платежным документам. Кто будет отвечать за неточности в платежных документах, в случае выявления ошибок в электронной документации? Это что же, руководитель ТСЖ или ЖСК должен постоянно сидеть рядом со специалистом, для контроля ввода данных? Конечно, представляется один из выходов при сложившейся ситуации - это отдать все денежные обороты и начисления квартплаты в аутсорсинг, Расчетно-кассовому центру. При этом надо учитывать, что ему тоже надо платить денежки за предоставленные услуги или же тогда вообще отказаться от управления домом и заключать договор на управление домом с Управляющей компанией.
Цель – уничтожение?
Вывод один: в случае применения штрафных санкций как на руководителей ТСЖ, ЖСК, так и на ТСЖ, ЖСК, как организации, последует обвальный отказ от исполнения обязанности руководителя данными предприятиями. Не исключено массовое банкротство данных предприятий. Не представляю, кому это выгодно.
Вопрос: Кому будет лучше, если с рынка исчезнут небольшие мобильные управляющие организации, такие как ТСЖ, ЖСК, зарекомендовавшие себя, как наиболее рачительные хозяева жилого фонда, своевременно оплачивающие платежи за тепло, электроэнергию, газ и воду? Я предлагаю ввести мораторий на размещение информации и взаимодействие в рамках системы ГИС ЖКХ для Товариществ собственников жилья, Товариществ собственников недвижимости и Жилищно-строительных кооперативов до 01.01.2018 г. с условием организации в данный период подготовки и проведения обучения региональными и муниципальными службами представителей ТСЖ, ТСН, ЖСК, исходя из практики внедрения и работы системы ГИС ЖКХ, на примере Управляющих Компаний, как крупных организаций. Как пример, организовать пилотный проект, в рамках размещения информации и взаимодействия с системой ГИС ЖКХ на примере ТСЖ, ЖСК какого-либо региона, желательно того, представители которого занимаются разработкой и внедрением системы ГИС ЖКХ в действие.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.
ваше имя 1 ноября 2016 (18:26)
Это вы еще про изменения в ЖК не знаете, которые готовят для ТСЖ )))