26 июля 2013 (14:00) | Денис Жабкин
В этом году в Саратове заговорили о велоинфраструктуре города не только в Интернете и тематических сообществах, но и на самом высоком уровне. Администрация города всерьез взялась за проработку этой темы и строит перспективные планы. И не просто строит, а уже начала их практическую реализацию.
Каждый, кто хотя бы раз бывал в странах Европы, замечал, что там имеются велосипедные дорожки. Особенно много их в странах Бенилюкса и Скандинавии. В Амстердаме их протяженность составляет более 400 км. И это неспроста.
Внутри города люди передвигаются, как правило, на небольшие расстояния. Велосипед позволяет сэкономить при этом деньги на топливо, время (так как не придется стоять в пробках), он полезен для здоровья и не занимает много места. Власти городов стимулируют использование велосипедов, выстраивая удобную инфраструктуру для велосипедистов: строя велодорожки, оборудуя велопарковки. Это разгружает городские дороги, снижает затраты на их ремонт, улучшает экологию при достаточно скромных вложениях в сравнении с автоинфраструктурой.
Бывая в Европе, так и хочется взять напрокат велосипед и кататься на нем целый день. Ведь за короткое время можно объехать очень много мест и побывать там, куда своим ходом или на общественном транспорте доехать нельзя. И пару раз я даже не выдерживал, брал велосипед напрокат и наслаждался свободой перемещения. А ездить там действительно – одно удовольствие! Для велосипедов построены отдельные дорожки, отдельные светофоры. Ты едешь по выделенному именно для тебя пространству. Тебе не мешают автомобили и пешеходы. Вот, например, как выглядит одна из дорожек в Амстердаме.
А это велопарковка у одной из железнодорожных станций города Гент в Бельгии. Вернее, это всего лишь часть велопарковки, поместившаяся в кадр. Велосипедов в этом городе, пожалуй, больше, чем автомобилей.
В Саратове велоинфраструктуры нет. Да и активности велосипедисты не проявляли. Но в прошлом году появилось сообщество «Саратов велосипедный», а на улицах города все чаще стали встречаться люди на велосипедах, прошло два успешных велодня, собравшие несколько сотен участников пробега по улицам города. И вот власти города обратили внимание на эту тему. На очередном ПДС при главе администрации города был поднят вопрос о размещении велопарковок в Саратове, а до августа планируется завершить первую очередь строительства велодорожек в городе.
К слову, к строительству уже приступили. И в данный момент ведутся земляные работы в сквере на ул.Астраханской.
Первая велодорожка станет выделенной и пройдет по зеленой зоне улицы.
Первая очередь строительства велодорожек свяжет Детский и Городской парки кольцом, которое пройдет по улицам Астраханской – 2-я Садовая – Рахова – Советской – Пугачевской – Рабочей.
Вот проработанные на данный момент схемы узлов. От Детского парка к Астраханской.
Простые пересечения велодорожки с автодорогами будут выглядеть так.
Развязка у горпарка.
Возвращение велодорожки к Детскому парку по ул. Советской до Пугачевской.
Я задал несколько вопросов Антону Богнеру, создателю общества «Саратов велосипедный», который активно участвует в разработке велокарты города и планов по реализации конкретных ее элементов.
– Действительно ли нужны Саратову велодорожки?
– Да, нужны. Велосипед – это хорошая альтернатива общественному транспорту. Для него не надо бензина, и он служит хорошим средством, для того чтобы оставаться здоровым.
– Будут ли они востребованы, не станут ли потраченные деньги и труды напрасными?
– Будут, в городе сейчас транспортный коллапс, и многим, кому не по душе наш общественный транспорт, выбирают велосипед. А это тоже личный транспорт, и маршрут ты можешь выбрать сам.
– Как часто ты сам пользуешься велосипедом в городе?
– Использую велосипед, увы, не каждый день, так как есть официальные встречи и не всегда в каких-то местах можно его оставить. А цена велосипеда может варьироваться от 10 000 рублей и до бесконечности.
– Многие противники велосипедов говорят о том, что велосипеды не подходят для нашего климата, а велодорожки будут использоваться всего лишь несколько месяцев в году, в теплое время.
– Я езжу на велосипеде и зимой и летом. Только велосипеды для этого использую разные.
– Изучал ли ты велоинфраструктуру других российских городов?
– Да, постоянно интересуюсь этой темой. И изучаю опыт не только России, но и стран Европы и США.
– Какие ошибки других городов не стоит повторять у нас?
– Все проблемы в том, что народ пока не привык к велодорожкам. К примеру, в Москве проложили велодорожку, а по ней начинают ходить люди, хотя есть разметка и знаки. Ведь новая дорожка идет ближе к остановке и по качеству лучше, чем тротуар. В некоторых городах дорожки выполнены из некачественного дорожного материала, нарушена технология укладки и т. д. Не учитываются особенности улицы или рельефа. Так как в России это в новинку, мы можем брать за основу европейский опыт, где все уже давно используется и продумано до мелочей.
Помимо велодорожек, надо развивать систему общественного велопроката, чтобы можно было взять велосипед в одном месте, а оставить в другом, чтобы можно было добраться до работы или места отдыха.
В своем докладе на ПДС у главы города Антон предложил следующие места для размещения велопарковок:
У парков и в скверах.
У мест торговли
У школ
У объектов культуры
Вот как выглядит перспективная велокарта города.
Будем надеяться, что велоинфраструктура нашего города будет создана и востребована. Вчера стало известно, что администрация Ленинского района намерена разработать схему велодорожек по проспектам Строителей и 50 лет Октября. Так что шансы точно есть!
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.
МДА 26 июля 2013 (19:15)
А что в Елшанке не люди живут (не велосипедисты)?