2 апреля 2014 (15:19) | Дмитрий Богатырёв
Глава Саратова Олег Грищенко выступил с очередным грозным заявлением по поводу грядущей трагической судьбы МУП «Саратовгорэлектротранс». Он предрек полную остановку всего электротранспорта областного центра уже в начале июня. Причина – недостаток финансирования и многомиллионные убытки. Олег Васильевич также традиционно призвал областное правительство срочно поддержать предприятие. Иначе, мол, кранты. Страшно? Ничуть.
Вот и в правительстве региона не испугались. Первый заместитель председателя комитета транспорта области Андрей Дармограй так и заявил: «СГЭТ является официальным перевозчиком на городских автобусных маршрутах. Годовой объем перевозок пассажиров составляет порядка 70,0 млн человек, а это почти 30% от общего объема перевозок всеми видами транспорта в области… На сегодняшний день предприятие имеет множество резервов для своего успешного развития. Среди них: оптимизация маршрутной сети, в том числе сокращение числа автобусных маршрутов, дублирующих маршруты электротранспорта, организация контроля за сбором выручки, повышение коэффициента загрузки транспорта до нормативной и многие другие меры, для проведения которых необходима комплексная работа». Логично? Вполне. Мы и сами об этом писали в прошлом году, на фоне аналогичного осеннего саратовского электротранспортного обострения. Но сейчас не об этом. А о том, что подобные угрозы уже не работают.
***
Давайте чисто гипотетически представим: что произойдет, если 1 июня все саратовские трамваи и троллейбусы не выйдут на свои маршруты. Транспортный коллапс, говорите? А я вот так не думаю. Проблемы, конечно, возникнут. Но ненадолго. Просто на этих маршрутах появится больше единиц автотранспорта. Тот же «СГЭТ» их и выставит. Ведь, по сути, ничего и придумывать не нужно: уже много лет всевозможные автобусы и маршрутки успешно дублируют те направления, которые исторически были закреплены за электротранспортом. И не просто дублируют, но и фактически разоряют последний. Более того, в случае остановки трамвайно-троллейбусного сообщения «СГЭТу» не нужно будет больше думать о долгах перед энергопоставщиками, о замене обветшавшего парка электротранспорта и т.д. А водителей и кондукторов пересадят на автобусы. Вот и все.
Пассажиры будут недовольны? Ну и что? Кого это волнует? Вспомните, сколько возмущенных было, когда закрыли девятый междугородный троллейбусный маршрут. А теперь о нем многие и не вспоминают, а власть даже не рассматривает его возвращение после окончания ремонта моста. И этот прецедент далеко не единственный. В ряде городов России электротранспорт вообще изжили как класс, и ничего – живут как-то.
Конечно, нашим чиновникам будет не очень-то приятно прослыть могильщиками самого экологически чистого транспорта, но, кажется, они не делают из этого трагедии. В этом смысле очень симптоматичным кажется диалог журналистов с председателем областного комитета дорожного хозяйства Николаем Чуриковым по поводу возвращения девятого троллейбусного маршрута. «А зачем нужен троллейбус, когда есть автобусы?» – искренне удивился Николай Николаевич. «Но ведь троллейбус экологически чище», – пояснил мой коллега. «Ну, в этом смысле да, – согласился чиновник. – Но я не думаю, что транспортным предприятиям самим это выгодно. Ведь все горэлектротрансы – сегодня частные… » Председатель дорожного комитета был изрядно удивлен, когда узнал, что они до сих пор принадлежат муниципалитетам. И я думаю, что это оговорка по Фрейду: в сознании наших представителей власти все МУПы – уже давно частные предприятия. И надо признаться, что де-факто так оно и есть.
***
Так для чего Олег Грищенко периодически прибегает к столь ультимативным заявлениям? Думаю, что он просто страхуется, чтобы в случае чего не оказаться крайним. Ведь по большому счету все так или иначе идет к параличу саратовского электротранспорта. Дело не только в долгах и убытках, а еще и в том, что подавляющее число трамваев и троллейбусов с чисто технической точки зрения находятся на последнем издыхании и очень скоро они действительно встанут. Пусть и не все сразу. Так что все идет к краху профильного направления СГЭТ. И в этом смысле для главы города крайне важно сохранить свой имидж как человека, который не молчал и из последних сил отстаивал интересы электрического транспорта Саратова. Но его не слышали.
Впрочем, скорее всего, до крайностей дело не дойдет и в этот раз. Просто поднимут тариф на проезд, как и обещали, и страсти стихнут. До очередного обострения.