9 июня 2014 (16:12) | Дмитрий Богатырёв
Впервые за 16 лет в Саратовской области сменился министр финансов. Несменяемый 64-летний Александр Ларионов ушел, оставив после себя огромный госдолг, дефицит бюджета и массу других проблем. Решать их теперь придется уже бывшему председателю контрольно-аналитического комитета правительства региона Александру Выскребенцеву. Кто же он – тот, кому губернатор доверил столь труднейший и ответственнейший финансовый фронт?
О нем известно немного. Александр Юрьевич в два раза моложе своего предшественника. Он окончил Саратовский государственный социально-экономический университет, трудился в КРУ минфина, в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора территориального управления в Саратовской области, затем снова вернулся в областной минфин. После этого господин Выскребенцев пошел на повышение. Сначала его назначают начальником инспекции по контрольно-ревизионной работе Счетной палаты региона, а затем после победы «прогрессивной общественности» над правительством Павла Ипатова Александр Юрьевич сел в министерское кресло председателя контрольно-аналитического комитета области. Вот собственно и вся информация. «Тронная» речь в облдуме, когда Выскребенцева утверждали главой минфина, тоже не добавила ясности относительно его профессиональных и личных качеств. Поэтому, чтобы хоть немного снять эту неопределенность, мы решили пообщаться с новым «хозяином» губернской казны.
– Александр Юрьевич, прежде всего поздравляем вас с назначением на столь важный пост…
– Спасибо.
– Скажите, было ли это назначение заранее спланированным или решение принималось достаточно спонтанно, сразу после отставки Александра Ларионова?
– Что значит спонтанно? Такие решения не принимаются спонтанно. Для назначений подобного рода создается соответствующий резерв управленческих кадров.
– Тогда вопрос в лоб: почему, на ваш взгляд, ушел в отставку Александр Ларионов?
– Скажу одно: это было его решение, и мне представляется неэтичным рассуждать на эту тему. Но, зная его обстоятельный подход к любому делу, предполагаю, что это решение было обдуманным.
– Но вам импонировали система и принцип его работы?
– Да. Александр Степанович сумел организовать четкое исполнение возложенных на ведомство функций и выстроить эффективные взаимоотношения со всеми участниками бюджетного процесса и федеральным центром. И преемственность, безусловно, должна быть соблюдена. Однако это не означает, что я не буду стремиться сделать свою работу и работу всего министерства финансов области более продуктивной.
– Хорошо. Тогда какие меры министр финансов Саратовской области Александр Выскребенцев может предложить и планирует предпринять для снижения долговой нагрузки региона и для снижения дефицита областного бюджета?
– Знаете, выдающийся политический деятель Бенджамин Франклин сказал: «Тратьте меньше, чем зарабатываете, – вот вам и философский камень». Поэтому вряд ли удивлю новизной. Для решения проблемы высокого уровня государственного долга области, обеспечения сбалансированности бюджета существуют только два пути – увеличение поступлений доходов, с одной стороны, и сокращение расходов, прежде всего, неэффективных, с другой.
Первый путь, конечно, предпочтителен, но он более долгий – эффект от реализуемых мер здесь носит в основном отложенный характер.
Более быструю отдачу мы ожидаем от работы по оптимизации бюджетных расходов, усилению принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки, проведения структурных преобразований в отраслях бюджетной сферы.
Особое внимание следует уделить обоснованности предполагаемых трат из бюджета, все неэффективные расходы должны отсекаться еще на стадии формирования бюджета.
И безусловно, будет продолжена работа по минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств.
– То есть, как я понимаю, от вас не стоит ждать изменения финансовой политики министерства…
– Понимаете, в основе успешной финансовой политики, на мой взгляд, вне зависимости от времени и личностей должны лежать следующие принципы: разумный консерватизм, соблюдение баланса интересов и взвешенные, просчитанные решения. А резкие действия в бюджетно-финансовом процессе могут только навредить.
– А какими качествами прежде всего должен обладать министр финансов?
– Думаю, что министр финансов, как и любой другой «государев человек», должен быть в первую очередь честным, принципиальным и рассудительным.
– Александр Юрьевич, вот у вас есть опыт работы в министерстве финансов, Счетной палате, контрольно-аналитическом комитете правительства области. Какой тип работы вам все же ближе по духу – формирование бюджета региона, распределение финансов или же функции финансового контроля?
– Перечисленные направления работы являются последовательными этапами одного целого – бюджетного процесса. Я, как министр финансов области, должен обеспечить надлежащее функционирование всего механизма.
– Сейчас мы часто слышим пререкания между главами муниципалитетов (прежде всего города Саратова) и руководством области относительно несправедливого распределения бюджетных потоков. Стоит ли ждать в ближайшее время изменения системы формирования муниципальных бюджетов?
– Формирование местных бюджетов осуществляется в соответствии с положениями бюджетного и налогового законодательства. Согласно принятым недавно системным поправкам в закон о местном самоуправлении, направленным на более сбалансированное распределение ресурсов и полномочий муниципальных образований, эти нормы будут уточняться. А конкретные решения об устройстве местного самоуправления в регионе в соответствии с предоставленными законом дополнительными полномочиями будут приниматься законодательным органом области с учетом мнений на местах. Вот пока все, что могу сказать по данному вопросу.
– А стоит ли, на ваш взгляд, менять бюджетную политику на федеральном уровне в сторону перераспределения местных налогов в сторону региональных бюджетов?
– Мне кажется, что общую картину это не изменит, так как в данном случае областным властям придется больше средств тратить на оказание финансовой поддержки местных бюджетов.
– Александр Юрьевич, последний вопрос. Чего все-таки ждать экономике Саратовской области – коллапса или же постепенного финансового выздоровления?
– …Я не провидец. Будем все делать для того, чтобы обеспечить стабильность финансовой системы и исполнить все взятые социальные обязательства.