28 августа 2013 (15:33) | Дмитрий Богатырёв
Скандальная история с домами строительной компании «Новострой XXI» в поселке Новом, которые были построены в непосредственной близости от саратовского аэропорта и, по мнению суда, мешают работе авиационных локаторов, длится уже более чем полгода. Более шести месяцев стороны конфликта – добросовестные приобретатели квартир, застройщик, «Саравиа» и власть – топчутся на одном месте. Нет, не топчутся. Со стороны кажется, что они нервно мечутся по комнате, у которой нет иного выхода, как единственное окно. Но оно очень высоко, и добраться до него может лишь тот, кто встанет на головы остальных. А стены при этом давят все сильнее, пространство сужается. Кто-то, безусловно, в этом жутком реалити-шоу проиграет, кто-то окажется на свободе. Кто же?
Эта ситуация вовсе не напоминает театр абсурда. Это и есть театр абсурда. Кто в нем худрук и главный постановщик, мы, как мне кажется, не узнаем еще долго. Но главным мотивом в этой постановке явно является мошенничество и воровство. Не верите? Тогда – факты.
Cделка
Бывший гендиректор и собственник «Новостроя XXI» Алексей Сергеев заключает договор о долгосрочной аренде земельного участка для строительства на нем двух жилых домов эконом-класса (по слухам, он уже тогда был в курсе, что участок проблемный и строить высотки там нельзя. Именно поэтому земля якобы обошлась едва ли не в два раза дешевле рыночной стоимости). Горадминистрация довольно быстро оформляет ему пакет документации, необходимой для начала строительных работ. Нет в этом пакете лишь положительного заключения Росавиации. Дома начинают строить. Через некоторое время «Саравиа» через прокуратуру предупреждает Сергеева о том, что дома будут мешать работе радиолокационных установок авиакомпании. Предупреждение игнорируется, работы продолжаются. Почему? Зачем рисковать?
В это же время Сергеев для чего-то переоформляет фирму на отца своего рядового работника Ильхама Мамедова, Фуронта Мамедова, гражданина Азербайджана. По словам Ильхама, сделка была фиктивной и формально «Новострой» перешел в собственность его отца за 10 тысяч рублей. Реально же Сергеев вообще ничего Мамедовым не заплатил. В это верится с большим трудом. Такие сделки крайне редко заключаются из простого уважения. Ну да бог с ним. Когда дома были почти построены и квартиры в них проданы, Сергеев под флагом «Единой России» побеждает на выборах и становится депутатом облдумы. Это очень важно. Потому как партия власти не благотворительная организация и избраться от нее дорогого стоит.
Вообще, вся эта история с экспертизой выглядит по меньшей мере странной. Почему? Да хотя бы потому, что самолеты «Саравиа» до сих пор, слава богу, благополучно взлетают и приземляются на саратовском аэродроме. Дома стоят уже который месяц, но локаторы еще ни разу не дали сбоя.
Между тем «Саравиа» более не шумит, скандала в СМИ в тот период, когда велось строительство и реализовывались квартиры, не поднимает. Но в тот самый момент, когда дома уже были готовы к сдаче, а счастливые новоселы – к переезду, вдруг появляется заключение экспертизы, которая признает высотки мешающими взлету и приземлению самолетов. Ну а далее вы знаете: прокуратура, суд. И все – дома объявлены незаконными строениями и подлежат сносу. Но деньги и депутатский мандат уже у Сергеева.
Хотел ли Алексей Николаевич такого развития событий? Уверен, не хотел. Кому охота быть в самом эпицентре скандала? Но предвидел ли он все это? Скорее всего, да. Иначе зачем переоформлял фирму на гражданина иностранного государства? Ну а что касается «Саравиа», то здесь, вероятно, расчет делался на возможность устных полюбовных договоренностей. Но видимо, договориться не удалось. Возможно, не сошлись в цене вопроса.
Экспертиза
Вообще, вся эта история с экспертизой выглядит по меньшей мере странной. Почему? Да хотя бы потому, что самолеты «Саравиа» до сих пор, слава богу, благополучно взлетают и приземляются на саратовском аэродроме. Дома стоят уже который месяц, но локаторы еще ни разу не дали сбоя. К тому же, повторюсь, до самого окончания строительства наша авиакомпания почему-то не била в набат. Ждала заключение экспертов? Но разве нельзя было до окончания их работы собрать пресс-конференцию и прокричать во весь голос: «Люди, опомнитесь! Мы из-за этих новостроек можем столько народу угробить!» Но не собрали и не прокричали. Ждали, пока достроят. Почему? Хотели устроить прецедент, скандал, проблемы Сергееву, чтобы потом начать переговоры на ином уровне, на иных тонах? Наконец, совсем недавно бывший глава «Новостроя XXI» заказал и получил другую экспертизу с диаметрально противоположными выводами: дома не мешают работе аэродромных служб. Как же так получается? Одни эксперты говорят одно, другие – совершенно другое. Значит, кто-то из них врет?
Рокировка
«Саравиа» поставило Сергеева в очень неловкое положение, а тот в свою очередь в еще более неловкое положение поставил собственников квартир и семью Мамедовых. Если верить словам Ильхама, он и знать не знал о том, что дома строятся, скажем так, в проблемной зоне. Когда узнал, то якобы тут же побежал к Сергееву выяснять отношения, но тот отказался с ним общаться. Лжет? Похоже, что нет. Возможно, правда и то, что Сергеев всячески уговаривал его не встречаться с дольщиками, с правоохранительными органами, с прессой. И Мамедов до поры до времени шел ему навстречу. Но зачем шел и на каких условиях? Если опять же верить представителю солнечного юга, на сегодняшний день активы «Новостроя» составляют порядка 300 миллионов рублей, а долги – около 80 миллионов. Так в чем же дело? Продавай фирму и рассчитывайся с приобретателями квартир или оплачивай перенос локаторов. Тем более он сам признается, что в июне доверенности делопроизводителям Сергеева, выданные в 2012-м его отцом, уже аннулированы. Так нет же. До определенного момента он молчит как рыба, затем вдруг появляется и начинает раздавать интервью журналистам в стиле «Не могу молчать!», а потом, когда юрист «Новостроя» заявляет об очередной смене собственника фирмы (им стал ее бывший соучредитель Олег Гребнев, говорят, человек близкий к Сергееву), правдолюб и жертва обстоятельств Ильхам вновь залегает на дно. В конце концов, Мамедов мог просто вернуть фирму за те же самые 10 тысяч рублей, за которые формально и получил. Но он не делает и этого. Почему? Все, на наш взгляд, очень просто. Мамедовы банально хотели что-то поиметь с уважаемого Алексея Николаевича, а тот платить за свои косяки не хотел. Да, собственно, Мамедов и сам признавался прессе, что просто так «Новострой» Сергеев не получит. Называлась даже конкретная сумма – что-то около 25 миллионов. Договорились ли стороны в итоге, неизвестно. Известно лишь то, что сегодня компания, видимо, снова де-факто принадлежит Сергееву.
«На деле дольщиков никак не отразится то, что сейчас у фирмы новый владелец, – считает депутат Госдумы от ЛДПР Антон Ищенко. – Я думаю, это было сделано с единственной целью: чтобы депутат облдумы не был связан с управлением этой фирмы. От смены руководства «Новостроя XXI» ничего ждать не приходится. Это обычная рокировка».
Игра
Совершенно верно – рокировка. Игра в наперстки. Едва ли не каждую неделю Сергеев в компании своего юриста и министра строительства и ЖКХ Дмитрия Тепина встречаются с владельцами несчастных квартир и предлагают им какие-то совершенно нереальные и абсурдные выходы из ситуации. То тешили их надеждами, что Росавиация намерена изменить схему полетов самолетов «Саравиа». Затем, когда выяснилось, что это изменение никакого отношения к данному конфликту не имеет, заговорили об обращении в суд тех дольщиков, которых уведомили о сносе домов не должным образом, чтобы вернуть дело в первую инстанцию. Затем для чего-то заказали экспертизу, которую, как признался юрист «Новостроя XXI », кассационная инстанция как доказательство, скорее всего, не примет. Тогда зачем заказывали? Чтобы в очередной раз отвлечь внимание рассерженных граждан, а в это время провести очередную рокировку?
А что же местные исполнительная и законодательная власти? Как они защищают людей в этой ситуации? Говорят, когда о ситуации с домами доложили губернатору (это было еще до решения суда о сносе строений), он лишь отмахнулся: мол, ничего, разберемся. Разбирается до сих пор. Причем делает это настолько старательно, что даже не нашел времени хотя бы раз встретиться с дольщиками. Вице-губернатор Фадеев, правда, встречался. Но результат нулевой. Кстати, на недавней встрече с депутатами Федерального собрания его спросили: «Кто же все-таки главный ответственный за сегодняшнее положение дел с домами «Новостроя»? С кого первого спрашивать, если что?» Денис Владиславович сначала назвал целую группу лиц, но затем, буквально припертый к стенке, нехотя произнес: «Зампред правительства области Канчер». Сергей Канчер тоже встречался с дольщиками «Новостроя» и даже пообещал им в случае начала сноса домов лично лечь под бульдозер. Пока не лег.
А между тем очень может статься, что ему придется отвечать за свои слова. В Департамент судебных приставов уже поступили исполнительные листы по данному делу. Попытка юристов «Новостроя» через суд приостановить процедуру исполнения решения ничего не дала (всему виной якобы то, что результаты второй, заказанной Сергеевым, экспертизы пришли на несколько часов позже судебного решения. Ах, какая незадача! А с самого начала скандальной истории сделать экспертизу не додумались? Чего ждали-то целых полгода?). А это значит, что у приставов осталось меньше двух месяцев, чтобы снести дома. Сергей Васильевич, готовьтесь.
А как повели себя коллеги Сергеева депутаты-единороссы? Те, кто поклялся защищать интересы своих избирателей? Они лишили его депутатского мандата? Выгнали из партии? Решили провести собственное депутатское расследование? Что вы! Наоборот, они стали изо всех сил защищать дорогого Алексея Николаевича. В самый разгар скандала с домами они избрали его председателем думского строительного комитета! А спикер парламента Владимир Капкаев едва ли не умолял пострадавших дольщиков не трогать Сергеева.
А как повели себя коллеги Сергеева депутаты-единороссы? Те, кто поклялся защищать интересы своих избирателей? Они лишили его депутатского мандата? Выгнали из партии? Решили провести собственное депутатское расследование? Что вы! Наоборот, они стали изо всех сил защищать дорогого Алексея Николаевича. В самый разгар скандала с домами они избрали его председателем думского строительного комитета!
Не наблюдается особой активности и в действиях правоохранительных структур. Позиция транспортной прокуратуры понятна. Областная полиция вроде бы возбудила дело по факту, но пока конкретных результатов этого возбуждения не видно. Что же делать? Где выход? Каков будет финал этой абсурдистской пьесы?
Варианты
«Что касается реального сноса домов, то я не очень верю в подобную перспективу, – считает Антон Ищенко. – У приставов просто нет денег. Но это ничего не меняет. Даже если здания останутся целыми, люди все равно не могут в них вселиться. Сейчас необходимо вмешательство губернатора, чтобы еще несколько сотен человек не остались без крова. Стоит ли предпринимать какие-то действия самим дольщикам? От них ничего не зависит. Администрация города, правительство Саратовской области, компания ОАО «Саравиа», «Новострой XXI» – вот те заинтересованные игроки, которые должны сесть за стол переговоров и под руководством, наверное, губернатора решить эту проблему. Пока есть два варианта. Один из них – получить положительное заключение экспертизы, в котором будет сказано, что дома не мешают полетам и не угрожают жизни людей. Другой – в нем будет сказано, что дома мешают радарам. Тогда радар должен быть перенесен. Вопрос в том, кто будет финансировать. Если ОАО «Саравиа» на самом деле заботится о пассажирах, думаю, как ответственная компания, она могла бы и за свой счет перенести радары».
Что ж, вариант. Есть и другие варианты. Например, «Новострой» и «Саравиа» совместно переносят локаторы. Или Сергеев возвращает фирму себе, продает ее и расплачивается с дольщиками. Он может, кстати, занять деньги у своего сына, чья фирма «Новострой XXI век» является основным подрядчиком у «Новостроя XXI». Тут и партия власти может подключиться к проблеме. Затеять какой-нибудь очередной партийный проект по спасению добросовестных приобретателей жилья у недобросовестных строителей. Не один из вариантов не подходит? Тогда последний, крайний выход – перекрытие дольщиками какой-нибудь федеральной трассы. Увы, как показывает опыт последних месяцев, это почти всегда работает.
P.S. Когда материал был готов к публикации, пресс-служба министерства строительства и ЖКХ региона распространила информацию следующего содержания: "22 августа 2013 года в ходе рассмотрения в Арбитражном суде саратовской области искового заявления ООО "Новострой XXI" об обязании ОАО "Саратовские авиалинии" согласовать строительство многоквартиных домов указанное экспертное заключение (выполненное по заказу "Новостроя" - авт.) было приобщено к материалам дела. Для ознакомления лиц, участвующих в деле с ходатайством о проведении судебной экспертизы о влиянии двух десятиэтажных жилых домов на работу аэродромного радиолокатора АОРЛ-85 ТК, был объявлен перерыв до 29 августа 2013 года.
В соответствии с рекомендациями, данными в ходе рабочего совещания, ООО "Новострой XXI" в Волжский районный суд Саратова подано заявление о пересмотре решения волжского районного суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
Кроме того, в настоящее время администрацией муниципального образования "Город Саратов" готовится кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
От участников долевого строительства готовятся кассационные жалобы (около 20 жалоб) на решение Волжского районного суда Саратова кассационные жалобы до 1 сенября 2013 года будут направлены в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации".