2 февраля 2015 (15:31) | Евгений Королев
Депутат Госдумы от ЛДПР Антон Ищенко известен своим критическим взглядом на события в стране и в регионе. Его комментарии нередко язвительны, а прогнозы часто сбываются. Парламентарий считает, что власти по-прежнему не заботятся о реальном секторе, Центробанк не владеет ситуацией в экономике, а реальная инфляция в разы больше официальной. Осенью прошлого года он выступил в нетипичном для себя амплуа, став одним из авторов нашумевшего законопроекта «Ищенко-Тарнавского» о недружественных иностранных организациях.
– Зачем прагматику-бизнесмену эти странные лавры?
– Ну, что значит, странные? И что значит – лавры? Ни я, ни Александр Тарнавский из «Справедливой России» о лаврах не заботились, когда писали. Мы насмотрелись на Украину, на хаос, который там творится. Он начался с организаций, которые в два свистка собрали Майдан, раздали оружие и совершили государственный переворот. Фактически, наш законопроект, который уже прошел первое чтение, дает возможность Генпрокуратуре по согласованию с МИДом блокировать деятельность подобных иностранных организаций в РФ – замораживать счета, запрещать распространение информации, привлекать к ответственности лиц, вплоть до лишения свободы сроком на 8 лет, если они продолжат участвовать в ее деятельности. Пока таких ситуаций нет, но нужно быть готовым к тому, что угроза извне появится.
– По-моему, сегодня внутренние угрозы актуальнее внешних. Вот зачем был принят совершенно нереалистичный бюджет? Фракция ЛДПР за него проголосовала?
– Проголосовала, потому что если вернуть документ в правительство на доработку, мы бы вошли в 2015 год без бюджета. У нас кризис начался бы намного раньше – ровно в тот момент, когда Госдума отклонила бы бюджет. Был бы нанесен огромный ущерб репутации страны и экономике, появился бы лишний повод снизить рейтинг России, поднять ключевую ставку. Да, мы поддержали этот документ, но это не значит, что мы согласны со всем, что там написано. Я лично писал в заключении от комитета по бюджету и налогам, что параметры основного финансового документа страны нереалистичны.
– Бюджет принят, но жить по нему нельзя. Путин говорит в послании о смягчении условий для бизнеса – тут же заворачиваются гайки. Есть у вас ощущение сумбура, даже хаоса?
– Есть. Центробанк, правительство, депутаты – все работают вразнобой, без плана. Уповали на ручное управление, но если оно сводится к одному: кто первый до президента добежал и денег выпросил, тот и молодец, то кому такое управление нужно? Вообще, события декабря, когда рубль «внезапно» обвалился, показывают, как опасно брести наобум, двигаться на ощупь. В этом смысле план как набор скоординированных действий всегда предпочтительнее.
– Ну вот, антикризисный план в наличии. Что вы от него ждали и что в итоге получили?
– Ждал четкого ответа хотя бы на вопрос, что будут делать с бизнесом: кошмарить или не кошмарить? Сейчас наблюдается разброд: президент в послании говорит о смягчении контроля, каникулах по проверкам, но Госдума передает право возбуждать уголовные дела по налоговым составам Следственному комитету. Но хотя в плане, который опубликован на сайте федерального правительства, про бизнес много пунктов, все равно такое чувство, что это все эпизодические шаги для сиюминутных каких-то надобностей. Вот зачем на уровень регионов передавать решение о налоговых льготах? Это лукавство явное, какой регион сейчас откажется от налогов? Надо федеральные налоги снижать, а не сбрасывать проблему в регионы. И я не увидел в Плане продуманной четкой концепции, расстановки приоритетов. Сейчас это набор мер, которые не отвечают на вопрос: ради чего все это? Что считается главным?
Уповали на ручное управление, но если оно сводится к одному: кто первый до президента добежал и денег выпросил, тот и молодец, то кому такое управление нужно?
На мой взгляд, главное – это скорейшее развитие в регионах компаний с оборотом 1-3 млрд рублей в год, которые принято относить к среднему бизнесу. Эти компании должны работать в реальном производстве, лучше всего импортозамещающем. Им нужно дать площадки со всей инфраструктурой, типовые проекты предприятий, помощь со сбытом. И создать эти точки роста – задача для государства и регионов. Но в плане ничего этого нет, а есть набор каких-то разношерстных мероприятий: дадим гарантии, создадим агентство плохих долгов и так далее.
– В общем, разочаровались вы.
– Я сильно и не очаровывался. Как член комитета по бюджету и налогам я с довольно близкого расстояния наблюдал и монетарные наши власти, и Минфин, и Минэкономразвития, и у меня иллюзий нет никаких.
– Но ведь создан Фонд поддержки промышленности, в него в этом году должны заложить 20 миллиардов. В антикризисном Плане предусмотрено еще 20 миллиардов рублей на компенсацию процентов ставки по кредитам на проекты в области импортозамещения.
– Да, только в Фонд поддержки промышленности 20 млрд заложены на три года и не в реальное производство, а на некую проектную документацию для новых промышленных предприятий. Что касается вторых 20 млрд, посмотрим, как это будет реализовано. Особенно, если учесть, что вопросом поддержки промышленности все занимаются понемногу: Минпромторг занимается, агентство кредитных гарантий занимается, Минэкономики, гарантийные фонды субъектов Федерации… А еще вспомним, что Минфин еще только должен представить расчеты, какая сумма бюджетных ассигнований нужна для реализации плана.
Зачем на уровень регионов передавать решение о налоговых льготах? Это лукавство явное, какой регион сейчас откажется от налогов? Надо федеральные налоги снижать, а не сбрасывать проблему в регионы.
– Но где-то можно найти средства на развитие?
– У меня есть предложение, как кредитовать и развивать реальный сектор в условиях недоступности средств. Нужно дать регионам право выпускать свои инвестиционные облигации. Эти облигации станут залогом при привлечении кредитов коммерческих банков, которые могли бы обратиться за льготным кредитованием в Центробанк. Сейчас ЦБ боится выделять банками ресурсы, так как они сразу же уходят на валютный рынок, а тут будут кредиты «окрашенные» – адресные. Инвестсоветы регионов будут выбирать проекты, достойные поддержки. Сейчас инвестиционные советы обсуждают, сколько дорог проведет инвестор, сколько детских садов построит. А на самом деле инвестсовет должен решать, давать гарантию проекту, направлять в ЦБ в качестве залога свои облигации или нет?
– Вы уже предлагали вашу идею каким-то структурам?
– Я готовлю публикацию в «Вопросах экономики». В феврале буду встречаться с Эльвирой Набиуллиной, с руководством Агентства стратегического развития. Не надо сильно рассчитывать на деньги от федерального центра, даже если они прописаны в антикризисном плане, надо найти свой способ выживать.
На дороги Крыма нужно 100 миллиардов. С другой стороны, это неплохо, потому что это инвестиции, работа для промышленности, это рабочие места.
– А может быть так, что Россия перестанет оказывать помощь Донецкой и Луганской областям и с нас снимут санкции?
– Россия не перестанет оказывать гуманитарную помощь. К тому же, как только уйдет ополчение из этих областей, с русским населением там сразу же расправятся. А ведь это наши братья, мы не можем их бросить. Я думаю, что ситуация с ДНР и ЛНР будет продолжаться и в 2015-м, и в 2016 годах. А закончится, скорее всего, тем, что у двух республик будет статус примерно, как у Приднестровья.
– Затраты на Крым в бюджете – насколько большие? Как к этому относятся депутаты?
– На Крым идут затраты сразу по нескольким госпрограммам, поэтому точную цифру назвать сложно. К тому же стоимость проектов растет на глазах. Керченский мост начинался с 40 млрд рублей, теперь озвучивается цифра в 200 миллиардов, и еще непонятно, то ли это мост будет, то ли тоннель. На дороги Крыма нужно 100 миллиардов. С другой стороны, это неплохо, потому что это инвестиции, работа для промышленности, это рабочие места, это вменяемый нормальный проект. Поэтому у депутатского корпуса, несмотря на политические разногласия, нет негатива насчет того, что на Крым надо выделять средства.
– Дефолт по внешним обязательствам в этом году может быть?
– В 2015-2016 годах не будет дефолта. Но в конце квартала придет очередной срок отдавать иностранные кредиты, и тут опять возможны рублевые форс-мажоры. Если учесть, что нам так и не назвали загадочных спекулянтов, в декабре обваливших рубль, то ждать можно чего угодно. Я думаю, на скачках курса хорошо заработали весьма известные банки, в том числе с госучастием. Но виновные не названы, выводы не сделаны – все, как всегда, одним словом. Я думаю, пока будут сильны двойные стандарты, антикризисные планы мало чем помогут.