1

29 апреля 2013 (19:20) | Анастасия Хлопкова

Канализационная порука в Балашове

Власти Балашова примирились с коммерсантами-коммунальщиками, но население продолжает борьбу против завышенных тарифов
Канализационная порука в Балашове

В августе 2006 года жителям микрорайона «Балтекс» (комбинат) города Балашова пришли квитанции на коммунальные услуги по очистке сточных вод от компании ООО «Аква». Так люди впервые узнали, что их больше не обслуживает МУП «Водозабор». А очистные сооружения из муниципальной собственности каким-то образом перешли в частную. Затем была частая смена фирм-дублеров, которые по своему усмотрению повышали тарифы, но рекорд побило ООО «Главная управляющая компания». За два года их услуги подорожали в несколько раз. Обращения в прокуратуру Балашова и Саратова, а также в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области горожанам так ничего и не дало. Корреспонденты сайта «Стройсар» побывали в Балашове, чтобы выяснить, каковы причины такой ценовой политики и что реально представляет собой деятельность «Главной управляющей компании».

Мы в квартире Валентины Алексеевны Волковой, старшей по дому, расположенному в центре города по адресу: Фестивальная,9. Сидим на малогабаритной кухне за узеньким столом, накрытым цветастой скатертью. «Мы хотим, чтобы нас передали МУП «Балашовское ЖКХ» или хотя бы снизили стоимость. Сейчас за воду мы платим 19,37, а за канализацию практически 24 рубля (13,29 руб. – за стоки и 11,30 руб. –за водоотведение)», – говорит пенсионерка, поочередно раскладывая документы и квитанции на кухонном столе. Многие балашовцы уже свыклись с ценами очередного коммунального коммерсанта, только Валентина Алексеевна и еще небольшой круг активистов пытаются добиться снижения тарифа. 

Видно, что Валентина Алексеевна не привыкла сдаваться. В 2010 году она побывала на Первом канале в программе «Пусть говорят» и выступила по теме: «Как остановить рост тарифов ЖКХ?». Тогда пенсионерка рассказала всей стране, что плата за коммунальные услуги в Балашове выросла в два раза. Правда, это имело успех только у телеаудитории, в ЖКХ Балашова с того времени мало что изменилось…

Рынок  несогласных

На местном продуктово-вещевом рынке можно узнать последние новости – от цен на коммунальные услуги, до перестановок в кабинетах. Валентина Алексеевна позвала нас сюда, доказывая, что недовольных в Балашове действительно немало. Но вместо опроса жителей получился импровизированный митинг несогласных. «Нас никто не спрашивает, приходят квитанции, а мы их оплачиваем! Конечно, мы против переплаты. А куда деваться?» - горячится продавец Александр. Чтобы прожить, имея небольшую пенсию, он каждый день стоит здесь. И в холод, и в жару. Благо веники для бани и семечки до сих пор пользуются спросом. Рядом две Валентины - Власова и Кобзева предлагают соленья домашнего производства. «У меня пенсия пять тысяч рублей, большая часть уходит на коммунальные услуги, - жалуется Кобзева, на глазах у нее наворачиваются слезы. - Наверное, с такими тарифами на услуги я тут до ста лет буду торговать. Пожалуйста, расскажите о нас!»  

Услышав, что мы интересуемся «Главной управляющей компанией», нас начинают окружать продавцы и покупатели, люди все прибывают. Представиться побаиваются, но информацией делятся охотно. «Вы интересуетесь ГУКом? - шепотом спрашивает у меня незнакомец. – Они практически не работают – это стопроцентно, по телевизору показывали». С шепота он переходит на декламацию, так чтобы слышали все: «Знаете, это все ветровские махинации, очистка стоков принадлежит Александру Ветрову. Когда он владел комбинатом плащевых тканей, то и пустил по рукам эти очистные сооружения».
 

Бесхозные

Едем смотреть сам «объект», с помощью которого ГУК оказывает горожанам услуги по очистке воды. Никаких вывесок или других указателей, говорящих о том, что именно здесь располагаются очистные сооружения ООО «Главная управляющая компания», нет. Местность ничем не огорожена, поэтому мы беспрепятственно проезжаем на «стратегический» объект. Полуразрушенные, местами покосившиеся сооружения. Безлюдно, вдалеке мелькает только стайка бродячих собак. С трудом можно сказать, что это владения успешной компании. Невозможно представить себе и то, что здесь используются новые технологии очистки и трудятся 118 сотрудников.

В поисках хоть кого-нибудь набредаем на небольшой домик из красного кирпича, с виду заброшенный. На улице разбросаны вещи, куски стройматериалов, стол и стулья. В закопченном окне постройки неожиданно показывается мужчина лет шестидесяти. Немного выждав, открывает дверь. Механик Михаил, так он представился нам, берется проводить к своему начальству - Игорю Кирильчуку. 

По дороге наш проводник по-хозяйски объясняет, где что находится: «Здесь у нас сварщики, там вон лаборатория». «А тут что?» - показываю на низенькие фабричные строения. «Там уже ничего нет, заброшенно», - отмахиваясь, он уходит от лишних подробностей.                 

Приближаемся к офису руководства. По соседству с неприметным сооружением разместилась зеленая автобусная остановка, на которой гордо выведено название «Очистные сооружения». Но дальше - разруха и руины, отдаленно напоминающие какое-то одноэтажное здание. Весь этот производственный хлам некогда был процветающим предприятием. По рассказам местных жителей, в былые годы сюда возили школьников на экскурсии. Сотрудники в белых халатах демонстрировали школярам все этапы очистки воды. Потом очистные сооружения почему-то попали в распоряжение кирпичного завода. Правда, в 1992 году кирпичный завод обанкротился, и очистные сооружения оказались в частных руках.        

«Всем все платят»?

Продвигаемся дальше по владениям «Главной управляющей компании». «Лаборатория. Ответственный за противопожарное состояние Ивченко Е.А.», - гласит надпись на изрядно поржавевшей двери. Заходим внутрь. На серых пыльных стенах висят чудом сохранившиеся советские агитационные плакаты. Проходим мимо какой-то комнаты, судя по всему, это одна из лабораторий или, по крайней мере, она когда-то ей была. Внутри беспорядок, на батареях висят грязные скомканные тряпки, на столе, где когда-то, наверное, тестировали очищаемую воду, стоит замутневшая банка огурцов.

Михаил стучится в дверь соседней комнаты, через минуту выходит сонный Игорь Павлович. Протирая глаза, он пытается сообразить, что происходит. Предлагает пройти к нему на прием. Его кабинет обставлен скромно – на выцветшем диване умывается упитанный рыжий кот. Игорь Павлович робко подходит к окну. «По правде сказать, не для протокола, жители уже надоели: все время жалуются», - признается он, но откровение выходит фальшивым. 

Несмотря на то что очистные сооружения находятся в частной собственности, по мнению Кирильчука, это никак не отражается на  деятельности компании. А население просто несправедливо оценивает ситуацию. Высокий тариф можно оправдать тем, что воду тщательно очищают двумя способами – механически и биологически. Кроме того, нужно еще выдавать зарплаты обслуживающему персоналу …     

Как выяснилось, фотографировать на их «стратегическом» объекте категорически запрещается, да и посторонним вход воспрещен. Возвращаемся к зеленой остановке, где нас поджидает Михаил. «Мы четыре месяца не получали зарплату, - вдруг признается механик. – Подавали на руководство в прокуратуру, даже в Саратов. А толку-то от этого? Кто сюда пойдет?» Его коллега в это время выносит миски с баландой для собак и останавливается послушать. Михаил и его напарник напоминают своих питомцев, на вид такие же строгие, но в глубине души понимают, что никуда отсюда не уйдут – привычка. «Никому мы не нужны. Я хотя бы пенсионер, а ему еще до пенсии далеко», - добавляет он, показывая на худощавого товарища. «Всем все платят, все нормально», - вдруг, переговорив с кем-то по телефону, Игорь Павлович спешит пресечь вольнодумные речи.

Как «ГУК» был «Аквой»

Главный офис компании размещается в центре города по адресу: Юбилейная, 8. Директор ГУК Сергей Чеканов, по словам рабочих, на больничном, поэтому отправляемся пообщаться с персоналом. Канализационная насосная станция находится в двух метрах от офиса. В прокуренной тесной бендежке собралось около десяти человек. На почерневшем диване крепко спит мужчина, рядом сидят еще двое. Остальные разместились за столом, кто-то стоит. Из-за непрерывного гула насосов всем приходится говорить на «повышенных тонах». Среди них оказался и бывший сотрудник «Аквы» Александр Плаксин. «Я как чувствовал, в 2010 году ушел за несколько месяцев до ликвидации ООО «Аква», - рассказывает Плаксин. - Компания просуществовала три года, а потом ее специально обанкротили, чтобы списать долги. Многим тогда не выплатили зарплату за пару месяцев. Все в суд подавали, а что толку от этого?! Директор Сергей Шаныгин сказал, что нет денег и платить ничего не собирается. Между прочим, он потом и ГУК возглавил. А чуть позже он все продал и переехал жить в Энгельс».

По словам рабочих, первоначально очистные сооружения и все, что сейчас принадлежит ООО «ГУК», относилось к муниципалитету. «Потом кто-то скупил все ваучеры и таким образом выкупил все это у муниципалитета, - объясняет схему возникновения ГУК Виктор Плаксенок, он проработал здесь больше шести лет - сначала на «Акве», а затем и в ГУК. - С того момента все перешло в ОАО «Балашовский текстиль», которым тогда руководил Александр Ветров. Кстати, вроде, его заместителем в те времена был нынешний глава администрации города Сергей Колесников. Ветров весь комбинат распродал, в том числе и очистные. Затем в 2006 году весь комплекс оказался у ООО «Аквы». Вот с этого момента разделили платежки. И если раньше брали только за стоки, то теперь еще сделали отдельную графу оплаты за очистку стоков. Где-то в середине 2010 года, чтобы избавиться от накопившихся долгов, обанкротили «Акву». Появилась ГУК, но все знают, что хозяева одни, просто название изменили». Судя по высказываниям, у всех накопилось немало претензий к руководству. «После ликвидации «Аквы» многие остались без зарплаты, задолжали всем от 15 до 20 тысяч. «Мы тут как-то подсчитали, и вышло, что они около 4 миллионов всему персоналу должны», - сказал один из собравшихся.

Очистные next

В прокуренной комнатке КНС все шумно обсуждают негативные перемены. Сотрудники подтверждают, что уже четыре месяца им ничего не платят. Они также обращались в прокуратуру, но та только предписывает компании погасить задолженности по зарплатам, и все. «Представляете, если нас около 180, это сколько на нас наживаются?! – возмущается гуковец  Виктор Грипинский.  - Прокурор нам объясняет, что, мол, у них на счетах ничего нет. Правильно, владельцы деньги туда и не кладут, они сразу из кассы все забирают, мы неоднократно это видели сами». Многие из них живут в этом районе и, как и все, платят за коммунальные услуги. По их наблюдениям, каждый день люди  добросовестно несут деньги в кассу, а она все равно оказывается пустой.  «А что касается «Аквы», в прокуратуре нам так и сказали, что мы можем забыть про те деньги. А судебные приставы попросили забрать документы, чтобы мы им статистику не портили, - говорит  Плаксенок. - От наших директоров, что от Шаныгина, что от Чеканова, ничего никогда не зависело – они подставные лица. Говорят, что все решает Александр Ветров, он то ли акционер, то ли учредитель получается. Как-то власть хотела все вернуть в муниципалитет, но против Ветрова побоялись идти, никто не знает, что у него за крыша»

Сейчас история с «ГУКом» , как объясняют сотрудники, повторяется, как и с «Аквой» - счета арестованы, долги за электроэнергию, долги по зарплатам, а дальше банкротство и новое название. «Нам бастовать нельзя. Да и ОАО «Саратовэнерго» не может  отключить от света, потому что тогда весь город парализует, все канализации прекратят работать. А этого нельзя допустить. Получается, что все бессильны», - вздыхает Виктор Грипинский. «В мае будут ликвидировать ГУК и будет кто-то у нас другой, - взволнованно говорит Плаксенок. - Вот так и живем, если бы не побочные заработки, то можно было бы уже и веревку намыливать».  

Решение где-то близко

Мы в кабинете директора МУП «Балашовское ЖКХ». Чиновник явно взволнован. «С недавнего времени очистные сооружения, которыми пользуется ГУК, стали собственностью ООО «Соломон Клининг», - делится с нами свежей информацией руководитель муниципального предприятия Игорь Архипенко. - Теперь представители московской фирмы ищут тех, кто бы отважился взять в аренду очистные. С таким «заманчивым» предложением они обращались и к нам, но мы отказались. Никому не хочется вкладывать средства в «разруху»

 Он согласен с жильцами - нелогично, когда за одну и ту же услугу население платит по-разному. «Когда на нашем рынке в 2006 году появилась «Аква», у нас очистка стоила 3,70, а у них 9 рублей. Тогда администрация дала нам задание выяснить, где еще по области такие же тарифы на очистку воды, - вспоминает Архипенко. – И самая высокая цена оказалась у фирмы, занимающейся очисткой промышленных стоков – четыре с половиной рубля. Сами понимаете, чем отличаются бытовые стоки от промышленных…».  

Кроме того, глава регионального управления Росприроднадзора Андрей Андрющенко в официальном документе сообщает, что по итогам последней проверки в отношении ГУК, проведенной управлением в ноябре 2012 года, установлено превышение нормативов содержания загрязняемых веществ в сточных водах, сбрасываемых предприятием после очистных сооружений в несколько раз. По данным прокуратуры города Балашова, результаты лабораторного исследования № 1240в от 20.11.2012 года подтверждают, что содержание остаточного хлора не соответствует критериям эффективности обеззараживания сточных вод. Выходит, что компания только берет деньги, а на деле никакой услуги не оказывает.   

Разобраться с расценками ГУК стоит давно, и необходимо этим заняться, по мнению представителя муниципальной структуры, непосредственно компетентным органам. Впрочем, эти эксперты уже дали ответ Валентине Алексеевне и ее соседям... «Берут же у нас производственную программу, пристально ее проверяют, - объясняет директор МУП. - И я вам скажу, что очень тяжело продавить свой тариф, а ведь это кому-то удалось сделать – «Акве», ГУК. 

На сайте «Балашовский проспект» выложено видео, которое сняли в конце марта активисты воронежского движения «Зеленая лента». Жители Балашова провели экологам экскурсию по очистным сооружениям. Эксперты увидели, что здесь стоки практически не очищаются, наносится колоссальный ущерб природе. За что же ежемесячно платят жители микрорайона «Балтекс»?

ИА «Стройсар» ждет ответа от властей Балашова и будет следить за развитием ситуации.

   


Видео

 

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить