25 июля 2017 (15:00)
Местные чиновники «задумали» создать в Саратове комфортную городскую среду. Ну что ж, лучше поздно, чем никогда, хотят эта идея, сказать по правде, смахивает на такие же «Нью-Васюки», как развлекательный комплекс на Зеленом острове, скоростной трамвай и третий мост. О создании какой комфортной городской среде можно говорить, если его инфрасруктуру ежедневно продолжают разрушать представители строительного лобби. Прокопенко, Буренин, Гнусин – можно перечислить всех чиновников администрации, подписывающих разрешения на строительство высотных «свечек» на тех жалких квадратных метрах, которые остались у нас еще свободными от застройки…
Особенно тревожно, когда забивает гвозди в крышку гроба саратовской инфраструктуры компания, входящая в топ-100 строительных фирм России, строящая порой с опережением графика и без долгостроев. Застройщик, пожалуй, может в этом случае становиться на столько самоуверенным, что согласовывает все, без разбора, без какой-либо художественной ценности и заботе об инфраструктурных элементах городской среды.
Как по «Нотам»
Чиновники, борьба которых с «проблемными» домами и обманутыми дольщиками напоминает сражение Дон-Кихота с ветряными мельницами, рады согласовать все, что угодно. Сейчас они оправдываются: у нас-де не было оснований отказать АО «Шэлдом» в выдаче разрешения на строительство 27-этажного жилого комплекса «Нота» на пересечении Б. Горной и Чернышевского (читай – закрыть очередной «свечкой» еще один панорамный вид на город), проектная документация соответствует всем необходимым критериям:
земельный участок общей площадью 4442 кв. м. принадлежит АО «Шэлдом» на праве договора замены стороны в обязательстве от 12 апреля 2016 г.;
строительство ведется в границах территориальной зоны
Ж-1.1 (зоны перспективного развития многоэтажной жилой застройки (со сносом существующей застройки);
разрешение на строительство выдано 28 декабря 2016 г. замглавы Андреем Гнусиным, вскоре после этого… уволившимся из саратовской администрации (связаны эти два события или нет – неизвестно, да только о Гнусине с тех пор ничего не слышно);
подъезды к жилому дому запроектированы с учетом противопожарных требований;
предполагается благоустройство территории;
разрешение выдано на строительство многоэтажного жилого дома от девяти надземных этажей и выше. Видимо, поэтому АО «Шэлдом» решило построить все 27. Как уже писал ИА «Стройсар», на 192 квартиры (по всей видимости, это только первая очередь жилого комплекса «Нота» и в ближайшее время стоит ждать известий о «Ноте-2», а то еще и «Ноте-3») предусмотрено всего 28 парковочных мест. Причем, речь идет о коммерческой открытой надземной парковке, где еще надо будет организовать места для инвалидов. В этом, если верить ответу и.о.замглавы администрации по архитектуре и градостроительству Татьяны Карпеевой, тоже никаких нарушений нет. Проект прошел экспертизу и имеет положительное заключение ООО «ЭкспертПрофи».
То, что иллюстрации ЖК «Ноты» на сайте компании имеют некоторое различие, администрация никак не комментирует. Так, на красивых картинках ЖК «Нота» предстает в виде трех «свечек» - четырехлистников, а дом в разрезе, с изображением плана квартир (по восемь (!) на лестничной клетке: 4 однокомнатные, по две двухкомнатные и трехкомнатные) – обычная «коробка».
Кроме того, в проектной документации везде указано, что жилой комплекс представляет собой дом в 27 этажей. Речи еще о двух «четырехлистниках» нигде не идет… На специализированных строительных форумах уже вовсю обсуждают тот факт, что изящный проект высоток может быть значительно упрошен. Интернет-пользователи делают такие выводы на основании снимков котлована, который сейчас находится на месте бывшей автостоянки и будущих 27-этажек.
«Фирменный» почерк «Шэлдом»
Говорят, что это «фирменный» почерк «Шэлдом», да и, пожалуй, некоторых других застройщиков – не соответствие проектной документации реализации.
Впрочем, клином свет на одной только «Ноте» не сошелся. Давайте посмотрим в целом те территории, где выбирает место под застройку АО «Шэлдом» и ее структуры и что в итоги они создают.
Так, ЖК «Журавли», который позиционируется как элитный жилой комплекс, а потому всего 10-этажный, возводится по адресу: ул. Весенняя, 1. Если кто не помнит, до недавнего времени здесь была штрафстоянка ГИБДД. Она могла бы стать обычной автомобильной стоянкой, но поскольку автостоянки не нужны этому городу, она превратится в 256-квартирный многоэтажный дом. Где жители этого дома будут оставлять свои авто – непонятно, потому что об организации парковки сказано примерно следующее: «В целях благоустройства участка предусмотрено устройство внутриквартальных проездов, «карманов» для гостевых стоянок…». Или застройщик считает, что место штрафстоянки ГИБДД априори несет в себе волшебную ауру, что весь личный транспорт жильцов будет каким-то чудесным образом рассасываться в воздухе? Кстати, в передачи территории штрафстоянки под строительство многоэтажек некоторые эксперты усматривают связь застройщика с органами правопорядка, которым ранее эта территория принадлежала...
Похожая ситуация по ЖК «Лазурный», который размещен на месте автостоянки завода «Серп и молот». Лес «свечек» устрашающе нависает над единственной, по всей видимости, детской площадкой и парой-тройкой автомобилей. И это не фантазия редакторов «Стройсара», а иллюстративный материал на сайте жилого комплекса. Где будут парковаться жители каждого из шести 200-квартирных домов? Может быть, на отдельно стоящем паркинге на охраняемой территории ЖК, где до сих пор продаются машино-места? Но их всего 100, каждое стоит более 1 млн руб. Видимо, не горит желанием народ буквально покупать воздух, потому что речь идет всего лишь об открытой наземной парковке. Что-то дороговато получается парковка машины в пересчете на квадратный метр – по цене двухкомнатной квартиры в каком-нибудь «Иволгино»…
«Инферно-структура»
Отметим, что строить на пустых территориях, не требующих расселения домов – это одна из особенностей АО «Шэлдом»: ЖК «Журавли» - вместо штрафстоянки, «Лазурный – вместо заводской автостоянки», «Царицынский» на Шелковичной – на бывшем пустыре, «Дом на Волге» - территория бывшего мясокомбината, «Ямайка» (строит структура «Шэлдом» - «ФораМонолит») – территория завода «Ликсар», «Ильинский» - бывшие автобусный парк и штрафстоянка ГИБДД (на этой территории, к слову, в советское время было вообще запрещено строить многоэтажные дома из-за особенностей местности - оврага). Использовать такие территории очень удобно – не надо ни расселять людей (как, например, при строительстве ЖК «Атлант», где компании пришлось расселить частный сектор), ни прокладывать новые коммуникации – достаточно только подсоединиться к действующим. Выдержат ли они нагрузку 200-квартирных домов – никто, похоже, вопросов не задает. Что при этом будет с личным транспортом жильцов, где будут играть их дети (согласитесь, одна маленькая площадка на 6 200-квартирных домов – маловато будет!), в какие детские сады, школы, поликлиники они будут ходить? Об этом один из крупнейших застройщиков Саратова, похоже, не задумывается. Так, чуть ли не все жители микрорайона «Лазурный» стоят в очередь в сад «Лукоморье» - который считается «хорошим» и находится неподалеку – один из немногих. Куда при этом стоят маленькие жители «Ямайки» - вообще непонятно. Видимо, они будут проводить время на новой набережной, ведь именно такие преимущества этой местности указаны в описании этого ЖК.
И такую строительную политику – политику втискивания на практически любую территорию максимального количества квадратных метров – у нас еще пока считают нормальной, адекватной, законной. Главное, как утверждают чиновники, никаких оснований для отказа в выдаче разрешения на строительства в данном случае нет, равно как и обременения строить детсады, школы, поликлиники и пр. А зачем, если чиновники могут впихнуть по 70 человек в детсадовские группы, по 40 – в классы? Хватит одной песочницы и пары качелей на несколько сот детей! О каком развитии городского пространства может идти речь, если единственное, что интересует застройщиков – это деньги, деньги, деньги. А на организации парковочных мест и строительстве поликлиник их не заработаешь.
Что касается архитектурных и прочих особенностей, то, что примечательно, что комментировать эти проекты не хочет ни один уважающий и известный в специализированном сообществе архитектор. Почему? Вот ответ одного из них: «О какой исторической ценности современных построек вы говорите? Ее в принципе не может быть. Речь идет совсем о другом: у Саратова есть свое лицо, что утеряли или не имели многие другие города, что очень ценно в нашем все более универсализирующемся мире. Ценность составляют: наш уникальный природный ланашафт, исторически сложившаяся сетка улиц центра, прекрасно вписанная в этот ландшафт, историческая застройка, отражающая все этапы развития города (с ее особым масштабом, деталями, колористикой). Все, что искажает идентичность нашего города, нивелирует, уничтожает - является злом для города. Все, что поддерживает, развивает, обогащает - способствует его развитию и процветанию. Чему способствует «Дуэт» и множество других высоток, грубо втиснутых в мелкоячеистую ткань исторического района, по-моему очевидно. Даже говорить об этом скучно». Точнее и не скажешь.
Член Общественной палаты Саратовской области Дмитрий Чернышевский также считает, что безликим холодным «коробкам» не места на видовых площадках в историческом центре Саратова. Ранее он поддержал просьбу ИА «Стройсар», адресованную врио губернатора Валерия Радаева о том, чтобы остановить строительство 27-этажной «Ноты» на Б. Горной. «Любое высотное строительство должно быть согласовано с архитектурным планом города. Генплан Саратова подразумевает районирование. И 27-этажки на пересечении Б. Горной/Чернышевского в него, на мой взгляд, не вписывается. Эти огромные дома на маленьких улицах XIX века, на месте, где по плану должен быть большой проспект Победы (а его нет), строить нельзя. А куда ставить автомобили, а где школы, детсады, поликлиники? Ведь это дорогие дома, и инфраструктура должна быть соответствующей. А ее нет!» - возмущается общественник. Он напомнил, что в районе набережной построено несколько очередей ЖК «Ямайка», жители которой уже столкнулись с отсутствием инфраструктуры.
«Мы должны помнить, что город строится в первую очередь для людей, а не для застройщиков!» - добавил он, приведя в пример другие города – Санкт-Петербург, Москву, Париж – где совсем иное отношение к историческому центру и его архитектурным ценностям.
«К счастью, ситуация потихоньку меняется к лучшему. Если удастся утвердить районирование, это будет большой шаг вперед!» - добавил Дмитрий Чернышевский и уточнил, что законодательная. Исполнительная ветви власти и общественность должны действовать сообща.
Напоминаем, на площадке Change.org идет сбор подписей под петицией, адресованной врио губернатора Валерию Радаеву с просьбой остановить строительство ЖК «Нота» на Б. Горной. Подписать петицию «Стройсара» можно здесь.
Илья Китов 25 июля 2017 (15:51)
Статья абсолютно бездарная, хотя местами поднимает очень важные вопросы. Чей высер-то? За чьим авторством этот гневный пук?) "Стройсар" становится помойкой. Когда-то Елена Налимова была одним из лучших, если не лучшим журналистом в Саратове, а сейчас ее "Стройсрань" (уж не знаю, сама она пишет эти статейки или кто другой) стал похож на помойку хуже "Четвертой власти". И еще: неспроста же на "Шэлдом" гоните, ну ей-богу. Кто-то дал команду ведь, Ищенко, например. Признайтесь)