31 августа 2015 (13:32)
На архпортале «Тектоника Плюс» архитектор Андрей Мушта дал пояснения к скульптурной композиции «Диалоги о Саратове», установленной в сквере Кривожихина в Заводском районе Саратова.
Речь идет об авангардном монументе в виде двух человеческих голов, вызвавшем большой интерес общественности. По словам архитектора, изначально монумент планировалось разместить в центре Саратова: «Если бы я знал, что создаю арт-объект для сквера им. Кривохижина в центре бывшего круглого водоема, то это была совсем другая история... Скорее всего, появилась бы деревянная ротонда в духе контекстуализма, отдаленно напоминающая вигвам или хижину асимметричной формы. Она дала бы посетителям парка долгожданную тень, защиту от дождя и удобные места для неспешных бесед. К сожалению или к счастью, но сейчас в этом замечательном сквере оказалось то, что предназначалось изначально для многолюдной улицы…»
Мушта рассказал о том, что идея монумента появилась из необходимости оборудовать питьевой фонтанчик: «Первоначально я предполагал, что будущий арт-объект, который по своим габаритам сопоставим с обычной скамейкой, будет стоять прямо на тротуарной плитке в одной из чудесных пешеходных зон Саратова в самом центре нашего города. Поэтому появилась идея сделать некий парафраз на тему стерлядок саратовского герба. Я представил, какими бы они стали, если бы жили в нашу светлую эпоху айфонов, Макдоналдсов и кока-колы. Так появилась небольшая толстенькая рыбка – питьевой фонтанчик».
Две рыбки-фонтанчика будут включаться и выключаться кнопкой сбоку головы-постамента. Кроме того, в ночное время предусмотрена светодиодная подсветка композиции.
Архитектор раскрыл смысл основной части скульптуры – двух человеческих голов. По его совам, вода, вытекающая из ртов фигур, напоминает тихий разговор, отсюда и рабочее название монумента – «Диалоги о Саратове».
По словам Мушты, он хотел соединить в памятнике несколько символов, связанных с Саратовом: удлиненные профили сарматов, половецкие камни-«бабы» в поволжских степях, камни-менгиры, монетки из холмов Укека (использованы как прототип чешуи на рыбках), статуи Моаи.
«Кроме утилитарной пользы, головы замышлялись как своеобразный верстовой столб на пути саратовцев, что-то запоминающееся, помогающее идентифицировать маршрут. В Саратове порой бывает зима, и полгода фонтаны выглядят сиротливо. Поэтому я пытался сделать объект, который без воды мог напоминать двух снеговиков (или снежных баб) с ведрами необычной формы на голове», – поделился архитектор.
Так же он отметил, что «затраты на изготовление и установку арт-объекта были оплачены спонсором».