22 августа 2013 (13:05) | Наталья Левенец
27 июня наше информационное агентство опубликовало материал «Гори-гори ясно», где мы описали трудности, с которыми в нашем регионе пробивает дорогу программно-аппаратный комплекс (ПАК) «Стрелец-Мониторинг», разработанный профильным НИИ Министерства ГО и ЧС. Эта разработка признана ведомством настолько эффективной, что была поставлена, как говорится, на вооружение в министерстве. С июля 2014 года, когда вступят в силу все положения ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», объекты, указанные в законе, должны будут в обязательном порядке подключиться к «Стрельцу-Мониторингу».
Сразу скажем, что мы не попали в перечень регионов, где ПАК «Стрелец-Мониторинг» внедрялся еще в 2010-2011 годах. Тем не менее у нас в области появилась коммерческая организация «СПМ-64» – член системы компаний «Служба пожарного мониторинга», которая создана Российским союзом спасателей для обслуживания программно-аппаратных комплексов в регионах. Еще в 2011 году компания «СПМ-64» заключила договор с предприятием-изготовителем ЗАО «Аргус-Спектр» (аккредитовано в МЧС РФ) и стала аккредитованным официальным сервисным центром. Скажем сразу, что важнейшим условием аккредитации была безвозмездная передача ПАК «Стрелец-Мониторинг» в региональное ГУ МЧС России.
И вот в сентябре 2011 года врио заместителя начальника управления надзорной деятельности Камышенков направил письмо директору «СПМ-64» Романову о том, что, хотя наша область и не попала в число регионов-пилотов по внедрению ПАК «Стрелец-Мониторинг», в губернии есть свыше 1500 объектов массового пребывания людей, в том числе высотных зданий, которые целесообразно подключить к высокоэффективному ПАК.
Казалось бы, начало положено. Однако в дальнейшем, судя по переписке «СПМ-64» и нашего регионального ГУ МЧС РФ, начинается что-то непонятное. В том же сентябре 2011 года «СПМ-64» направила в адрес врио начальника ГУ МЧС России по Саратовской области Михаила Лихачева просьбу оформить запрос на получение радиочастоты для работы ПАК «Стрелец-Мониторинг». Однако ответа не последовало, но на свой страх и риск компания закупила оборудование. Далее, уже в июне 2012 года, «СПМ-64» уведомляет шефа ГУ МЧС России по Саратовской области о том, что оборудование закуплено, и просит определить место установки ПАК «Стрелец-Мониторинг». Но и это обращение остается без ответа. Затем в августе 2012-го компания просит ГФИ Дрожжина помочь в решении сложившейся проблемы и прямо заявляет: «ГУ МЧС по Саратовской области отказывается принимать на безвозмездной основе и ставить на хозяйственный учет ПАК «Стрелец-Мониторинг». В том же месяце компания направляет письмо начальнику Приволжского регионального центра МЧС России генерал-лейтенанту И. В. Паньшину и просит оказать содействие в «передаче подразделениям МЧС нашего региона и использовании оборудования – ПАК «Стрелец-Мониторинг»…»
В сентябре того же года ГФИ Дрожжин отвечает коммерсантам, со ссылкой на пояснения ГУ МЧС России по Саратовской области, что ведомство готово предоставить помещения в пожарных частях для размещения оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг». Но вот ответа напрямую от Михаила Лихачева с перечнем конкретных мест установки коммерсанты так и не получили. Г-н Лихачев ответил лишь «СПМ-64», что «…размещение оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг» возможно лишь в рамках действующего законодательства».
Ситуция становится еще более непонятной, если учесть, что в июле 2012-го ПАК, предоставленный компанией «СПМ-64», все же был установлен в учебной части ГУ МЧС, а в здании самого Главного управления оборудовано автоматизированное рабочее место.
За разъяснением ситуации мы обратились к заместителю Михаила Лихачева главному государственному инспектору Саратовской области по пожарному надзору полковнику внутренней службы Роману Ковбасюку. А полковник Колвбасюк сообщил нам с военной прямотой:
– Первое: мы не затягиваем исполнение ФЗ-123. Напомню, закон вступит в действие в июле 2014 года. Второе: ни одного официального обращения к нам от «СПМ-64», в котором сказано, что оборудование безвозмездно передается ГУ МЧС по Саратовской области, мы до недавнего времени не получали. Такое письмо было к нам направлено только в середине июля вместе с вариантом договора о безвозмездной передаче. То же самое мы сообщили представителям областной прокуратуры, которые осуществляют проверку нашей деятельности. И областная прокуратура с нами согласилась.
Но как же тогда объяснить тот факт, что ПАК, предоставленный компанией «СПМ-64», все же был установлен в учебной части ГУ МЧС, а в здании самого Главного управления оборудовано автоматизированное рабочее место? Неужели в помещениях этого ведомства без разрешения руководства кто-то может размещать какое-то оборудование?
– Эти коммерсанты обратились к нам, мы устно разрешили поставить оборудование в порядке эксперимента. Пришли, посмотрели… А где у вас договор с поставщиком, спрашиваем? Прочитали договор и только оттуда узнали, что «СПМ-64» получила ПАК «Стрелец-Мониторинг» при том условии, что бесплатно нам его передаст! Решили проверить сами, позвонили в ЗАО «Аргус-Спектр». Там удивились, что оборудование нам до сих пор не передано. Потом мы направили производителю официальное письмо о том, что компания нарушила условия, на которых получила аккредитацию.
Итак, недобросовестные коммерсанты, по версии нашего ГУ МЧС, пытались ввести ведомство в заблуждение. Честно говоря, очень странно все это. Даже если «СПМ-64» пыталась утаить важнейшую информацию, узнать об обязанности безвозмездной передачи наше руководство регионального ГУ МЧС могло из обращения коммерсантов к ГФИ Дрожжину еще в августе 2012-го. И до этого начальство регионального Управления МЧС могло бы задать вопрос, отчего эти коммерсанты суетятся: то радиочастоту требуют, то помещение им дай, то перечень социально значимых объектов. А самое-то главное – установка и использование профильного оборудования МЧС (а ПАК «Стрелец-Мониторинг», напомним, именно к таковому и относится) регламентировано и ведомственными инструкциями министерства, и государственными документами. А потому не могли не знать начальники нашего ГУ МЧС, что ПАК им передается безвозмездно. Не случайно же предшественник г-на Ковбасюка на посту руководителя Управления надзорной деятельности, тот самый А. Камышенков, выразил заинтересованность в подключении социальных объектов региона к системе «Стрелец-Мониторинг»!
А штука вся в том, что к системе можно подключать не только социальные учреждения (школы, больницы и т. п.), но и коммерческих потребителей. При малейшей проблеме сигнал в считанные секунды поступает на тревожную кнопку. Еще и пожара нет, а сигнал уже есть. Кто откажется от такого сервиса? Нам представляется, что у руководства нашего ГУ МЧС имеются свои кандидаты на звание операторов ПАК, и «СПМ-64» в этом списке совсем не значится. Отсюда и долгие, на два года растянувшиеся «непонятки».
Как сообщил нам Роман Ковбасюк, с июля 2014 года ФЗ-123 вступит в действие в полном объеме. И «Стрелец-Мониторинг» к этому времени в нашем регионе должен быть установлен и уже запущен. Еще в феврале 2013 года депутат Госдумы Антон Ищенко предложил губернатору Валерию Радаеву создать рабочую группу по подготовке к исполнению требований ФЗ-123 в нашем регионе. По предложению депутата возглавить группу должен был зампред правительства Сергей Канчер. Однако руководство регионального ГУ МЧС сообщило губернатору, что специальная группа у них уже создана и работает. Интересно, отчего же и профильная рабочая группа не поинтересовалась, почему же «СПМ-64» разводит такую суету вокруг ПАК и одолевает ведомство запросами?
Нашему изданию Роман Ковбасюк пообещал, что на обращение «СПМ-64» будет дан официальный ответ:
«Не думаю, что «Стрелец-Мониторинг» будет внедрять в регионе какая-то одна организация. Мы проведем совещание с участием всех заинтересованных сторон. Для нас главное, чтобы закон четко исполнялся».
Мы тоже считаем, что законы нужно исполнять. Для начала – ответить компании «СПМ-64» в установленные законодательством 30 дней. Потому что до сих пор ответ на направленное в июле обращение эта структура не получила.