10 августа 2015 (10:04) | Александр Орлов
Накануне летних каникул в Государственной думе РФ велись активные обсуждения изменения размера взыскиваемых пени. Ответственность неплательщиков предлагали увеличить в 1,5 и даже 2,5 раза. Для того чтобы достигнуть показателей, предлагалось увеличить размер начисляемых за несвоевременную оплату ЖКУ сумму пени с нынешней 1/300, до 1/170 или даже до 1/130 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Редакция ИА «Стройсар» решила провести собственное исследование, насколько же суровой мерой наказания должников являются выставляемые им пени и изменится ли ситуация, если этой осенью Дума пересмотрит санкцию за несвоевременную оплату ЖКУ?
Не совладали с механизмом
Сегодня профессионалы рынка ЖКХ настроены к механизму взыскания пени с известной долей скептицизма. Так, директор ООО «Управляющая компания Волжская», председатель Союза управляющих организаций Саратовской области Михаил Жуковский, комментируя ситуацию для ИА «Стройсар», отметил: «К механизму взыскания пени мы стараемся не прибегать. Для работы с неплательщиками пока используем совсем другие методы работы. Если речь идет о небольшой задержке, то пишем претензии, если долги существенные, приходится использовать механизм судебного взыскания долга или даже отключения неплательщиков от коммунальных услуг». При этом у коммунальных компаний нет возможности в полной мере использовать механизм взимания пени сразу по ряду причин. Первая причина, которую называют профессионалы коммунальной отрасли, – это долгая и непростая процедура взыскания.
«Механизм взыскания достаточно сложный, суды всегда очень трепетно относятся к моменту выставления коммунальных счетов. До конца не ясно, с какого момента считать просрочку и начислять размер штрафных санкций», – отмечает Жуковский.
Солидарен с ним и постоянный партнер редакции юрист, эксперт в сфере ЖКХ
Дмитрий Мигунов: «Пени в моей практике начисляют не очень активно, а следовательно, управляющие организации не считают эту меру действенной. Исходя из моего опыта, основными должниками за ЖКУ являются либо состоятельные люди, либо люди близкие к асоциальным элементам. Против первых предусмотрено множество способов борьбы (запрет на выезд за границу, наложение ареста на счета и имущество, исполнительский сбор и т.д.)».
По мнению эксперта, за вторых должно платить государство, компенсируя свои затраты путем привлечения асоциальных личностей к общественно полезному труду. Но в то же время он считает, что возможность реализовывать квартиру собственника для погашения задолженности за ЖКУ является опасной, так как это дает широкую возможность для работы «черных риелторов» в преступном сговоре с управляющими компаниями и, возможно, с судебными приставами. Но одновременно юрист обратил внимание на то, что пока цены за ЖКУ не станут понятными, прозрачными и обоснованными, к неплательщикам должны применяться мягкие меры воздействия: «Очень часто УО берут цены с потолка, и пока гражданин их оспорит, он уже станет злостным неплательщиком. В отсутствие порядка в сфере ЖКХ опасно вводить сильные рычаги воздействия на неплательщиков, так как мало специалистов в правоохранительных органах разбираются в этой сфере, а значит, нечистоплотные дельцы от ЖКХ смогут легко создавать финансовые и имущественные проблемы гражданам».
Наказать на 6%
Среднестатистического жителя до сих пор пугает непонятная формулировка пени – «1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки». Казалось бы, санкция, которая нарастает день ото дня, должна вызывать обеспокоенность.
Но теперь давайте переведем ее форму в более привычный для обывателя вид. Сразу скажем, что день просрочки сейчас обойдется неплательщику всего-навсего в 0,00037 от суммы неоплаченной квитанции. Для сомневающихся – подробный расчет. Так, ставка рефинансирования ЦБ РФ (ключевая ставка) в настоящий момент составляет 11%. Решение об этом финрегулятор принял на своем очередном заседании 31 июля 2015 года. (Норма права вступила в действие с 3 августа 2015 года). Рассчитаем: 1/300*11/100. Более того, сама оплата коммунальных услуг уже происходит постфактум. Даже в законе прописан механизм, что оплата должна быть проведена не позднее чем через 10 дней по окончании месяца, в котором были оказаны коммунальные услуги. То есть 40-дневная рассрочка платежа с начала оказания услуг. И только после этого периода могут начинать начислять пени за просрочку по неоплаченному первому месяцу.
Так, если человек ровно год не платил за коммунальные услуги, то даже за первый месяц просрочки ему придет счет максимум в 11,9% годовых от неоплаченного за тот месяц счета. За второй месяц пени будут меньше, так как начнут начисляться еще спустя 30 дней. И так далее с уменьшением. В итоге, за последний месяц года пеня не будет начислена вовсе. В итоге общий размер штрафных санкций составит за весь год лишь половину от размера максимальной санкции, а точнее 6% от суммы годовой неоплаты.
«Сама сумма пени не является сколько-нибудь существенным рычагом, воздействующим на неплательщиков. Собственник просто не чувствует своей ответственности за неисполнение обязанности по оплате коммунальных услуг, – комментирует Михаил Жуковский. – Если бы размер штрафов был таков, что уже через полгода нарушителю пришлось бы выплачивать долг в полуторакратном или двукратном размере, то это было бы существенно. А так граждане просто не считают необходимым своевременно оплачивать коммунальные услуги».
Новый ФЗ не поможет
В предлагаемых изменениях, обсужденных на правительственном часе в Госдуме с участием министра строительства Михаила Меня, в целом была одобрена процедура изменение процедуры базы расчета пени. Вместо нынешней 1/300 ставки рефинансирования она предусматривала повышение ставки до 1/130 от ставки рефинансирования ЦБ.
При этом даже глава Минстроя, комментируя предлагаемые поправки, отметил: «Ужесточение штрафов продвигают ресурсоснабжающие организации, но правительство окончательного решения не приняло». Со своей стороны госчиновник отметил, что Минстрой намерен отстаивать интересы граждан. Впрочем, даже в самом суровом варианте при повышении пени в два с половиной раза процентная ставка за годовую просрочку составит всего 23,2% за первый месяц при годичной просрочке. Реальная же переплата жильца, который будет платить за услуги ЖКХ с опозданием на год, например, один раз в год составит всего 11,6%.
В данном случае стоит обратить внимание, что даже официальный уровень инфляции в РФ по данным федерального Росстата составил 11,4%. Реальный же рост цен оказался существенно выше. И даже если коммунальным компаниям удастся взыскать пени с потребителя, то эта сумма не перекроет потребительской инфляции, которая только в прошлом году превысила 30%.
Сферический платеж в вакууме
Но до сих пор мы рассматривали лишь так называемые идеальные условия. Когда УК направляет претензию, затем исковое заявление в суд и Фемида полностью удовлетворяет требования коммунальщиков. В жизни все сложнее. Вполне типичны случаи, когда УК просто не могут добиться оплаты коммунальных услуг, не то что пени. Так, в частности, происходит в ситуации с ТСЖ «Парк Победы», за который борются сразу две УК. В итоге, даже в тех случаях, когда в ходе рассмотрения судебного разбирательства правоту одной из компаний признают, то даже размер задолженности, не говоря о штрафе санкций, взыскать не удается.
Иногда ситуация оказывается еще проще. В судебной практике Союза управляющих организаций Саратовской области наберется достаточно случаев, когда Фемида отказывала во взыскании пени или большей ее части по вполне формальным обстоятельствам. Например, когда в деле отсутствовало подтверждение о своевременном вручении жителям платежек за ЖКУ. Тем более что в Жилищном кодексе прописана не только обязанность оплатить коммунальную жировку, но и вовремя ее выставить со стороны УК. «Если должник, заявляет, о том, что просто не получил вовремя счет на оплату суд нередко отказывает во взыскании пени», – такую практику, в частности, подтвердил и Михаил Жуковский.
Впрочем, говорить о единообразии практики в этом случае нельзя. Так, нередко немало зависит от усилий и квалификации юристов, участвующих в судебной защите. «Срок, с которого начисляются пени, – законом установлен. Поэтому суды и взыскивают пени вне зависимости от даты получения счета на оплату ЖКУ. Возможно, в Саратовской области существует иная судебная практика, но я ее не встречал, – дает свое видение проблемы юрист Дмитрий Мигунов. – Однако я считаю, что несвоевременное выставление счета на оплату жилищно-коммунальных услуг должно частично освобождать должника от оплаты пени. Эксперт отмечает, что в ГК существует такое понятие «просрочки кредитора». И в этом случае должник не обязан платить проценты за время просрочки кредитора. Но, по мнению юриста, даже имея на руках внятную стратегию для взыскания пени, УК не всегда пользуются ей: «В моей практике управляющие организации нечасто начисляют пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг. Однако в случае если это происходит, суды обычно занимают позицию, что начисление пени не зависит от того, когда собственник или наниматель получили счет на оплату жилищно-коммунальных услуг».
Хай-тек в помощь
Решить судебную проблему со сроком начисления и расчетом пени может лишь система ГИС ЖКХ, которую сейчас вводит на федеральном и региональном уровне Минстрой. Когда она начнет работать в полной мере, управляющие организации будут обязаны через нее размещать счета на оплату жилищно-коммунальных услуг. И тогда проблема с невозможностью оплатить счет за ЖКУ из-за его отсутствия должна исчерпать себя. Вот только срок запуска информационной системы постоянно переносится. В этом случае высокая степень автоматизации позволит помочь УК легко рассчитать точные суммы просрочки, сделать механизм начисления штрафных санкций гласным и тем самым избежать злоупотреблений. В дополнение контролирующие и надзорные госорганы также получат возможности для более детального и пристального разбора деятельности недобросовестных коммунальщиков. В идеале система должна предотвращать ситуации, когда УК аккумулируют на счетах деньги потребителей, не переводя ресурсоснабжающим компаниям под предлогом неплатежей, как это было с 500 млн руб. УК «Стройкомплект» и экс- главы администрации Саратова Алексея Прокопенко.
Городской депутат и юрист Виктор Марков, будучи участником процессов банкротства ряда коммунальных компаний в качестве назначенного судом арбитражного управляющего, отметил, что текущие неплатежи не влияют существенно на финансовое состояние управляющих компаний. «Главная причина их разорения, по моему мнению, – это преднамеренный вывод имущества и другие мошеннические схемы. Также весьма значим вопрос справедливости тарифов и компенсации за них. Немаловажен и вопрос взаимоотношения с поставщиками энергоресурсов», – отметил он. При этом проблему начисления пени и их взыскания эксперт назвал второстепенной: «Недоплата всегда имеет место быть. Но это все исправимо. Постоянно не платит асоциальный элемент. Люди с легальным доходом в целом исправно платят. И даже в нынешних условиях массовых неплатежей в отрасли нет».
В то же время сразу несколько экспертов отметили, что сегодня в корне поменялась психология плательщиков за коммунальные услуги. Советская система, когда жировки оплачивалась точно в срок, ушла. Сегодня люди платят раз в два три месяца, а некоторые даже раз в полгода или раз в год. Потому что многим такая схема удобна, тем более что штрафные санкции в разы и десятки раз ниже, чем, к примеру, при несвоевременной оплате по кредиту.
Татьяна 3 декабря 2015 (06:58)
А разве ставка рефинансирования до сих пор - не 8,25%? А вот ключевая ставка - действительно 11%. И это разве не разные ставки?