2

13 августа 2014 (13:40) | Дмитрий Богатырёв

Юлия Абрамова: «Свирепствовать не будем»

Глава Госжилинспекции региона о предстоящем лицензировании управляющих компаний
Юлия Абрамова: «Свирепствовать не будем»

Осталось меньше месяца до вступления в силу закона об обязательном лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ. Как известно, с 1 сентября 2014-го до 1 мая 2015 года каждая УК, которая изъявит желание работать на рынке обслуживания многоквартирных домов, должна получить для этого соответствующую лицензию. Однако до сих пор в этой теме столько тумана, что даже высокопоставленные официальные лица признают: с 1 сентября новый закон вряд ли заработает. Чтобы хотя бы как-то прояснить ситуацию, мы обратились за комментариями к главе Государственной жилищной инспекции региона Юлии Абрамовой.

– Юлия Владимировна, только за последнюю неделю я слышал от двух, мягко говоря, не последних людей в жилищно-коммунальной сфере области мысль о том, что с 1 сентября закон о лицензировании вряд ли заработает. Сначала такие сомнения высказал председатель общественного совета при Госжилинспекции Анатолий Соколов, затем с ним согласился министр строительства и ЖКХ Дмитрий Тепин. И тот и другой ссылаются на то, что до сих пор не принят целый ряд нормативных актов, которые бы отрегулировали принятый закон. Ваше мнение на этот счет?

– Смотрите какая ситуация… Действительно, на уровне федерации нужно принять еще порядка 11 подзаконных актов. Это требует определенного времени, но я надеюсь, что в ближайшие дни все необходимые нормативно-правовые акты будут приняты. Эти документы должны будут по крайней мере отрегулировать 11 вопросов. И один из самых важных – это Положение о лицензировании, которое должно расширить перечень требований к соискателю лицензии. В Жилищном кодексе их прописано всего шесть: пять из них касаются статуса и определения правоспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые претендуют на получение лицензии, и только одно относится к их деятельности.

– Что это за требования?

– Это наличие у соискателя регистрации на территории РФ, отсутствие его в реестре дисквалифицированных лиц и реестре аннулированных лицензий, наличие квалификационного аттестата, отсутствие судимости за преcтупления в сфере экономики. И последнее шестое требование касается непосредственно деятельности по управлению многоквартирным домом. Это требование к раскрытию информации. Конечно, этого недостаточно, потому что и в процессе получения лицензии, и в процессе осуществления деятельности в рамках лицензии необходимо будет предъявлять требования к работе самой управляющей организации. И именно Положение о лицензировании должно эти требования уточнить и расширить.

Также необходимо принять нормативные акты о сводном реестре выданных лицензий, который на уровне страны будет вести Министерство строительства и ЖКХ РФ, а здесь на местах – органы государственного жилищного надзора. То же самое и в отношении реестра дисквалифицированных лиц.

Далее то, что касается внутреннего взаимодействия. Нужно, например, четко прописать, как будет осуществляться контроль за тем, как мы выдаем лицензии, расписать порядок информирования органов местного самоуправления, собственников, ресурсоснабжающих организаций и других заинтересованных лиц об аннулировании лицензий, о прекращении или о приостановлении деятельности управляющей компании. Необходимо конкретизировать порядок прекращения деятельности УК при исключении сведений о многоквартирном доме из лицензии. Ведь вы, наверное, уже знаете, что если управляющая организация имеет три и более вступивших в силу решения суда за неисполнение предписаний органов лицензионного контроля по многоквартирному дому, этот дом исключается из перечня МКД к лицензии. Если площадь таких домов за год составит более 15 % от общей площади МКД, которые находятся в управлении компании, то может быть поставлен вопрос об аннулировании лицензии.

– А откуда вообще взялась эта цифра 15 процентов? Почему именно 15? И согласны ли вы с данным процентом?

– Я считаю, что 15 % пока достаточно. Ведь у нас есть УК, у которых 100 и более домов в управлении, есть, у которых – 20, а есть, у которых всего 4 дома в управлении. Вот у последней УК один дом исключи, и все – прощай лицензия. Я думаю, что, скорее всего, разработчики закона ориентировались на среднероссийские показатели по количеству домов, находящихся в управлении, и по общей площади.

Но мы отвлеклись. Так вот, дальше должны быть выпущены методические рекомендации по созданию и деятельности лицензионных комиссий, которые будут принимать решение о выдаче лицензии. Мы, как орган государственного жилищного надзора, будем принимать документы от соискателя лицензии, будем осуществлять их проверку, готовить проект решения лицензионной комиссии. А все решения о выдаче лицензии, о возможности обращения в суд в связи с ее аннулированием или отзывом принимает комиссия. Также должен быть определен порядок проведения квалификационного экзамена и порядок и форма выдачи квалификационного аттестата. Вот по всем этим вопросам должны выйти нормативные акты Правительства РФ.

– Вот видите, как их много. А времени до 1 сентября уже в обрез…

– 1 августа у нас было совещание в Москве в Министерстве строительства и ЖКХ РФ. Собирали руководителей госжилнадзора субъектов РФ. Так вот, что касается федерального уровня, то основные документы уже разработаны, их проекты мы в ближайшее время получим. Они сейчас проходят согласование в Правительстве РФ. Положение о лицензировании уже прошло важнейшее согласование в антимонопольной службе. И поэтому, я думаю, что в ближайшие 7-10 дней все эти необходимые нормативные акты на федеральном уровне будут приняты.

– Все залпом?

– Все эти документы взаимосвязаны, дополняют друг друга, и логично, что и приняты они будут одновременно. Кстати, в субъектах тоже предстоит большая нормотворческая работа. Мы должны будем сформировать лицензионную комиссию, утвердить положение о ней, утвердить порядок сдачи квалификационного экзамена. Все эти мероприятия необходимо провести для того, чтобы с 1 сентября мы были готовы к приему документов на сдачу квалификационного экзамена. Я пока не говорю о приеме документов на лицензию, потому как кандидаты должны сначала сдать экзамен.

– Юлия Владимировна, расскажите, а что из себя будет представлять процедура лицензирования управляющих компаний в пошаговом исполнении? Существует ли, будет ли составлен какой-либо график очередности лицензирования, или данный процесс будет осуществляться явочным порядком?

 

– Прежде всего, хочу отметить, что процесс лицензирования носит заявительный характер. Вопрос лицензирования УК рассматривается, если только организация изъявила желание получить лицензию. Но сразу оговорюсь, что с 1 мая 2015 года, если лицензии нет, то заниматься управлением многоквартирными домами УК не имеет права. Те, кто в этом заинтересован, думаю, постараются уже в первые дни получить лицензию. Это же своего рода реклама, некий позитивный PR.

Процедура лицензирования будет проходить следующим образом: претендент собирает необходимый пакет документов, предоставляет их в орган государственного жилищного надзора, после чего в течение 30 рабочих дней мы проводим проверочные мероприятия в отношении полноты и достоверности представленных сведений, а также соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, затем составленное по результатам проверки заключение передается на рассмотрение в лицензионную комиссию, которая уже принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.

Что касается графиков, то мы их пока не разрабатываем. И я думаю, что в этом году это и не понадобится. Мы будем принимать документы от всех соискателей, а далее по ситуации, которая будет складываться на конец года, посмотрим и решим – нужны графики или нет.

Хочу обратить внимание на то, что сейчас на территории области действует порядка 230 управляющих компаний и, я полагаю, что не все решат продолжить эту деятельность. Некоторые, возможно, уйдут на обслуживание по договору подряда или оказания тех или иных услуг. Поэтому, думаю, что получить лицензию пожелают не более 200 организаций. Скорее всего, основная волна подачи документов придется на март-апрель следующего года.

Что касается процедуры сдачи квалификационного экзамена, то хочу отметить, что не настолько она и сложна. В ближайшее время на федеральном уровне будет утвержден перечень экзаменационных вопросов. Их будет сто. Также будет определен порог прохождения квалификационного экзамена. Сейчас ведется полемика, какой он будет, и разброс от 30 до 90 %. Экзамен будет проводиться в форме теста и по форме и процедуре, скорее всего, будет напоминать экзамен, который проводится в ГИБДД для получения удостоверения на право управления автомобилем.

– То есть сдавать этот экзамен будут с помощью компьютеров?

– Это каждый регион будет решать сам. Единственное, в чем могу заверить: сдача экзамена и процедура подведения итогов будут максимально открытыми, с широким привлечением СМИ.

– При работе над законопроектом, депутаты отмечали тот факт, что в нем был не урегулирован вопрос, связанный с проведением обучения претендентов на получение квалификационных аттестатов. В отсутствие стандартов образования в сфере управления жилищным фондом представлялся неопределенным сам порядок сдачи квалификационного экзамена, определения круга вопросов, по которому будет экзаменоваться претендент, и т.д. Также не было ясно, кто и где будет обучать руководителей управляющих компаний. Решены ли эти вопросы на данный момент? И если да, то как?

– В законодательстве нет обязательного требования о прохождении обучения в каком-то дополнительном образовательном учреждении, окончания каких-то курсов и т.д. Поэтому мы тоже требовать этого не будем. Конечно же, я полагаю, что мы совместно с региональным министерством строительства и ЖКХ, с привлечением общественности, учебного центра организуем курсы на безвозмездной основе, которые позволят довести до руководителей управляющих компаний информацию, знание которой необходимо для сдачи квалификационного экзамена. Это будут нормы действующего законодательства: юридический, экономический и технический блок. Некая основа, которую обязательно должен знать руководитель для того, чтобы грамотно и эффективно осуществлять управление многоквартирными домами. Курсы будут организованы и проведены ближе к сентябрю, когда появится утвержденный перечень вопросов.

– Насколько велика вероятность того, что большинство соискателей лицензий успешно справятся с экзаменами?

– Я думаю, что большинство претендентов с экзаменом справятся. Сейчас предполагается, что квалификационный экзамен на этапе первичного получения лицензии можно будет сдавать неограниченное количество раз. Только между попытками для сдачи может быть установлен какой-то временной промежуток. Какой он будет, я не знаю. Может быть это будет час, может быть – месяц… Но он обязательно должен быть, чтобы дать человеку возможность подготовиться для следующей попытки.

– Юлия Владимировна, вот вы сказали, что до 1 мая 2015 года вы должны выдать порядка 200 лицензий. Меня здесь смущает слово «должны»? Может быть, вы как раз должны отсекать от управления домами, мягко говоря, недобросовестные компании?

– Говоря «должны», я имела в виду, что 200 с лишним комплектов документов мы должны будем изучить и дать заключение о том, соответствует ли соискатель лицензии предъявляемым требованиям или нет.

– А вы уверены, что все пройдут лицензирование?

– Это прогнозная цифра, которую мы даем. Повторюсь, опять же с учетом того, что не все 230 управляющих компаний, которые сейчас действуют на рынке, пожелают получить лицензию. Не все компании будут соответствовать лицензионным требованиям, в частности по раскрытию информации.

Мы неоднократно говорили это и в СМИ, и направляли письма по результатам мониторинга раскрытия информации, но не все прислушиваются. Некоторые ограничиваются предоставлением на сайте общей информации о своей организации, при этом не актуализируя ее. А вот ситуация с раскрытием информации по конкретному дому, так скажем, хромает.

Одно могу сказать с уверенностью, компании, которые подойдут к вопросу ответственно, конечно же, получат лицензию. Мы ко всем будем подходить объективно, проверять на основе тех документов, которые нам предоставят, и на основе той информации, которая содержится в соответствующих реестрах, и выносить наше заключение на лицензионную комиссию.

– Кто войдет в состав лицензионной комиссии?

– Лицензионная комиссия формируется нормативным актом высшего должностного лица субъекта, то есть у нас ее состав будет утверждать губернатор области. Сейчас, по проекту методических требований, не менее 30 % членов комиссии должны составлять представители профессионального сообщества и общественных организаций, не более 30 % – представители органов государственной власти.

– Вот вы сказали, что претенденты, которые подойдут к вопросу ответственно, получат лицензию… Разве закон принимался не для того, чтобы положить конец тому беспределу, который творится сегодня в сфере управления жилищным фондом?

– Мое мнение таково, что на стадии вхождения в процесс лицензирования и получения лицензии требования, которые заложены в законе, не сложные для того, чтобы их соблюсти.

Да, в первоначальном проекте говорилось, что, если на момент прохождения лицензирования у УК имелось два неисполненных предписания жилинспекции, лицензию она не получит. Сейчас это требование убрали. Таким образом, дается равная возможность всем добросовестным предприятиям прийти получить лицензию.

А вот затем компания будет обязана свою деятельность осуществлять строго в рамках тех лицензионных требований, которые будут установлены. Я считаю, что лицензирование больше вводится для того, чтобы именно упорядочить деятельность по управлению многоквартирными домами. Мы не будем свирепствовать.  Не стоит задачи – перетряхнуть рынок, кого-то туда пустить, а кого-то нет.

– Хорошо, выдали компании лицензию. Что дальше? Как изменится система работы Госжилинспекции в отношении взаимодействия с управляющими компаниями в связи с принятием закона о лицензировании? Изменится ли принцип контроля над ними?

– Система работы изменится в том плане, что мы в отношении этих организаций будем уже осуществлять не государственный жилищный надзор, а лицензионный контроль. Изменятся основания для проведения проверки, но, по-хорошему, добросовестные управляющие компании каких-то изменений в действиях с нашей стороны могут и не почувствовать. А вот нарушители, которые не исполнят наши предписания, они действительно в реалии столкнутся с изменениями. Сейчас за неисполнение предписания инспекции должностное лицо наказывается максимальным штрафом от 1 до 2 тысяч рублей или его ждет дисквалификация, а для юридических лиц – это штраф от 5 до 10 тысяч рублей. С введением же лицензирования ответственность должностного лица за неисполнение предписания будет определяться в размере не менее 30 тысяч рублей. Кроме того, последствием неустранения нарушений в конечном итоге может стать аннулирование лицензии.

– А деятельность УК приостанавливается?

– Нет, такая возможность законом не предусмотрена. Поймите, если государство приостанавливает деятельность торговой организации, например, на продажу алкогольной продукции, то для граждан нет ничего страшного, они просто пойдут в другой магазин. А здесь речь идет об управлении многоквартирным домом, которым всегда кто-то должен управлять. Дом не может вообще остаться без управления. Ведь мы же пользуемся коммунальными услугами каждый день, и лифт нам нужен, и крыша чтобы не текла. Поэтому законодательством предусмотрено, что на момент, пока собственники не выбрали другую УК либо иную форму управления МКД, дом будет продолжать обслуживать прошлая управляющая компания. Даже предусмотрена ответственность за отказ от управления домом со стороны УК, чья лицензия уже аннулирована.

– Так это может длиться годами…

– Годами это длиться не будет, потому что законом определены предельно допустимые сроки. И если за это время собственники не определились с выбором новой УК, то орган местного самоуправления организует конкурс и определяет для дома нового управленца.

– Подвергнутся ли лицензированию ТСЖ и ЖСК?

– Нет. Лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по осуществлению управления многоквартирными домами. Кооперативы и ТСЖ лицензированию не подлежат.

– На какие виды деятельности выдается лицензия?

– Лицензия выдается только на один вид деятельности – управление многоквартирными домами, к лицензии обязательно прилагается перечень домов, которыми управляет лицензиат.

А не будет ли это препятствовать вхождению на рынок управления многоквартирными домами вновь создаваемых управляющих организаций? Ведь лицензию нельзя получить, не заключив договор управления многоквартирным домом. В то же время договор управления многоквартирным домом нельзя заключить в отсутствие лицензии…

– У меня тоже был такой вопрос, когда я читала проект закона. Но в сегодняшней его редакции эти противоречия сняты. И приход на рынок новых управляющих компаний возможен, даже если у них пока не заключены договоры управления многоквартирными домами.

Сохранилось ли в итоговом варианте закона ограничение действия лицензии по территориальному признаку?

– Да. Лицензия будет действовать только на территории субъекта, выдавшего ее.

– С чем это связано? Почему классный управленец, получивший лицензию в Саратове, не может работать, к примеру, в Самаре, или наоборот?

– Никто не запрещает, как вы сказали, классному управленцу получить лицензию и в другом регионе. Я не вижу здесь особых проблем.

– А проблема времени, излишних хождениях по инстанциям?

– Я думаю, что в последующем, когда закон начнет работать, это ограничение, возможно, и снимут. Но пока оно целесообразно. Логично, что в первую очередь именно представители субъекта смогут получить работу на рынке управления МКД. Но, повторяю, я не исключаю, что после того как закон поработает год-полтора, это требование будет снято.

– Процесс выдачи лицензий должен заработать с 1 сентября и завершиться 1 мая следующего года. Достаточный ли это срок для того, чтобы лицензировать управление всего жилищного фонда Саратовской области? Успеете?

– Успеем. Если у нас более 200 управляющих компаний, то, например, в Московской области их 2500. Ну, понятное дело, там и численность инспекторов, конечно, другая.

– А произойдет ли у вас увеличение штата в связи с возросшими объемами работы?

– Этот вопрос пока обсуждается. Конечно, без усиления жилищной инспекции, без пересмотра штатной численности нам будет крайне тяжело исполнить значительно расширенные в последнее время функции и поставленные задачи в полной мере. Но, тем не менее, могу со своей стороны с уверенностью сказать, что инспекция сделает все, чтобы на территории нашей области процесс лицензирования прошел успешно и в те сроки, которые предписаны законом.

– На ваш взгляд, достаточно ли указанных в Жилищном кодексе ограничений к получателю лицензии для того, чтобы отсечь от управления многоквартирным жилищным фондом нечистоплотные компании?

– На этапе вхождения, я считаю, достаточно. В ходе работы над законом поднимался следующий вопрос: почему эти требования относятся только к должностным лицам управляющих организаций, а не к их учредителям? Приводились примеры, что одни и те же лица являются учредителями разных компаний, которые занимаются управлением МКД. При этом одна «хорошая», другая – «плохая», а у учредителей может быть есть дисквалификация или даже судимость. В итоге решили все-таки отказаться от требований к учредителям, потому что у нас лицензируется юридическое лицо, а не конкретный учредитель. Но если безобразия будут носить массовый, вопиющий характер, думаю, что возможны и изменения требований, и к учредителям их также будут применять. Как говорится, время и опыт обязательно внесут определенные коррективы.

– Существует ли угроза того, что новая система допуска управляющих компаний к управлению жилищным фондом приведет к тому, что немалая часть домов (в основном старый жилфонд) окажется бесхозным?

– Сам процесс выдачи лицензии на эти дома никак не повлияет, а вот когда начнется уже осуществление деятельности в рамках лицензии, я опасаюсь, что такое может произойти. И данный вопрос, конечно же, будет решаться и на областном уровне, и на уровне муниципалитетов.

Однако давайте не будем забывать, что у нас есть и иные формы управления многоквартирным домом: непосредственное управление, при котором собственники могут нанять управляющую компанию для обслуживания, и товарищество собственников жилья, и жилищный кооператив.

– Юлия Владимировна, скажите, положа руку на сердце, вы верите, что закон о лицензировании управляющих компаний изменит ту печальную картину, которая сложилась сегодня в сфере управления жилфондом? И если да, то когда можно ждать первых позитивных результатов?

– Я бы не говорила, что картина печальная. Она, скажем так, не радужная. И этот закон призван как раз упорядочить деятельность управляющих компаний. Недобросовестным компаниям, которые не имеют цели оказывать гражданам качественные услуги и в рамках закона получать прибыль, конечно, будет тяжело, а те УК, которые пришли для того, чтобы именно работать, ничего не потеряют. Что касается перемен, то они, конечно же, будут. Я вообще считаю, что закон правильный и своевременный. Может быть, как и в строительстве, со временем контроль за работой управляющих компаний перейдет саморегулируемым организациям. Но сейчас введение лицензирования необходимо. Конечно, кардинальных перемен ни 2 сентября, ни 2 мая не увидим. Но мы к этому будем стремиться. Думаю, что перемены наступят не раньше чем через год.

 


Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить