9 сентября 2015 (16:01)
Жители города критически отнеслись к памятному барельефу с изображением великого русского писателя. Объект, фото которого попали в соцсети до официального открытия (12 сентября 2015 г), установлен на фасаде дома №55 по ул. Сакко и Ванцетти.
Прохожие рассказали корреспонденту ИА «Стройсар», что «ожидали от памятника большего». С ними оказались солидарны некоторые пользователи соцсетей: «От памятника великому писателю ожидалось что-то более содержательное, а тут просто красное на красном. Да и непонятно, кто изображен. Без указателя не подумала бы никогда, что это Булгаков, какой-то несолидный, на крестьянина похож. Да, производит миленькое впечатление, но вовсе не булгаковское. На три с минусом сойдет».
ИА «Стройсар» обратилось за комментарием о художественной и исторической ценности барельефа к экспертам – скульпторам, архитекторам и художникам.
Павел Тимофеев, директор Саратовского художественного училища им. А. П. Боголюбова:
– Я держал в руках эскизы данного памятника еще до его установки, и по ним направил в министерство культуры Саратовской области характеристику, в которой говорилось, что никакой высокохудожественной ценности проект не представляет.
Кроме того, подобные проекты должны проходить через конкурсную процедуру, участвовать в профессиональных обсуждениях, к конкурсу необходимо привлекать художников высокого уровня. Были поползновения в эту сторону, а потом – резкая тишина, и неожиданно появляются новости об установке памятника.
Почему-то авторы и заказчики не подумали, что объект будет публичным, общедоступным. Соответственно, на него обратят повышенное внимание, и тем самым стоит задуматься над его качеством и художественной ценностью.
Андрей Мушта, архитектор, автор здания католического собора в Саратове, скульптурной композиции «Диалоги о Саратове»:
– К сожалению, барельеф «живьем» не видел, выносить суждения по фото очень сложно. То, что Саратов нужно делать булгаковским городом, – однозначно. Тем более что в этом доме Булгаков с Лаппой жил, а не бывал. Мне кажется, отметить это место нужно было обязательно. Но доска выглядит как что-то временное, и текст нуждается в уточнении. Художественных откровений здесь тоже нет, киевский и московский варианты мемориальных досок писателю выглядят лучше. Если уж рассматривать «по гамбургскому счету», то почти все саратовские мемориальные доски выдающимися художественными достоинствами не отличаются, и булгаковская, как говорится, «в тренде».
Сергей Лазарев, архитектор, директор Саратовского регионального центра экспертизы в строительстве:
– Могло быть и хуже, но даже в таком виде барельеф – не повод для широкой общественной дискуссии. Можно запинать эту доску, есть за что, в художественном плане – не самый показательный образец. Невооруженным глазом видны строительные дефекты: в нижнем левом углу барельефа следы сколов, какие-то отверстия. Неудачно подобран цвет: надо было создать контраст с цветом фасада, либо сделать однотонным. Для памятного объекта такие просчеты недопустимы.
Кроме того, одного барельефа на фасаде недостаточно. Важно благоустройство, не помешали бы лавочки, какие-то зеленые насаждения рядом, чтобы получился более-менее законченный эффект.
Хотя сам факт появления барельефа радует, отметили литератора высшей категории.
Андрей Щербаков, Заслуженный Художник РФ, скульптор, автор памятника киногероям Олега Табакова:
– История с памятником Булгакову в Саратове началась еще в 2011 году. Тогда провели первый этап конкурса и выбрали 2 проекта, в том числе и этот, который во второй тур не прошел. Однако дальнейшая реализация затормозилась, якобы из-за отсутствия денег. В итоге эту доску решил оплатить спонсор, а если участвуют спонсорские средства, то конкурс не требуется. В итоге имеем, что имеем.
Относительно художественной ценности барельефа говорить ничего не буду, так как видел его только на фото, сложно составить объективное мнение. Кроме того, дело не в авторе, а в организации. Все проводилось непрофессионально, зачем проводить конкурсы на подобные объекты? Через эти процедуры нужно выбирать самого автора. Знают, как работает человек, его стиль и способности, пусть и заказывают ему соответствующий проект. Вся эта дискуссия бесполезна, вину сваливают на художника постфактум. А он ни в чем не виноват, виноваты те, кто этот барельеф одобрил и принял.