3

30 октября 2015 (13:05) | Александр Орлов

Подставились под санкции

«Саратовские авиалинии» рискуют потерять лицензию на все авиаперевозки еще до начала нового года
Подставились под санкции

С понедельника, 26 октября 2015 года, ОАО «Саратовские авиалинии» было лишено права на международные рейсы. Иными словами, авиаперевозчик лишился части своей лицензии. Но уже на 10 ноября запланирована очередная проверка контрольного ведомства – Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). И есть вероятность, что новая инспекция может прийти к еще более жестким выводам.

Говорят, речь может пойти о полном отзыве лицензии и запрете на ведение любых пассажирских авиационных перелетов. При этом нестабильной делает ситуацию не только внешнее обострение, но и зреющий внутренний конфликт.

Все за одного

В России уже есть прецеденты, когда целые регионы оставались без авиасообщения. Например, более двух месяцев в 2012 году не летали самолеты в Тамбов, не было авиасообщения даже с Москвой. Причиной подобных инцидентов обычно является стечение неблагоприятных обстоятельств или непродуманные действия менеджеров авиакомпании. В случае с саратовским перевозчиком приостановка лицензии случилась на фоне конфликтных отношений собственника компании Аркадия Евстафьева с политическим истеблишментом региона. Однако ходят упорные слухи, что не Евстафьева стоит винить в нынешнем обострении обстановки вокруг «Саратовских авиалиний». Причиной, якобы, стал конфликт наемных менеджеров авиакомпании с федеральными структурами, контролирующими авиаперевозки.

Как рассказал изданию источник в структуре авиаперевозчика, в настоящий момент ситуация близка к патовой. Напомним, причиной отзыва у «Саратовских авиалиний» лицензии на международные авиаперевозки стала всплывшая история с участием 22-х летней дочери генерального директора компании Игоря Третьякова.  Комиссия Росавиации установила, что 19 июля 2015 года при выполнении рейса Саратов-Анталья (Турция) в кабине пилотов на протяжении всего полета находился сотрудник ОАО «Саратовские авиалинии», не включенный в полетное задание и не являющийся членом летного экипажа. Нахождение постороннего лица в кабине пилотов стало возможным лишь потому, что это была близкая родственница генерального директора ОАО «Саратовские авиалинии», неправомерно вписанная в задание на полет с формулировкой «служебный пассажир».

Подобные вольности являются грубейшим нарушением требований авиационной безопасности, однако руководитель компании только усугубил ситуацию, на протяжении трех месяцев отрицая всплывшую в СМИ информацию. Лишь когда инцидент попал на федеральные информационные ленты, Третьяков был вынужден принести публичные извинения. При этом дисциплинарное наказание получил не только сам гендиректор, но и рядовые работники, хотя они в данном случае были лишь исполнителями.
После проверки был переведен на нижестоящую должность командир летного отряда ОАО «Саратовские авиалинии». К дисциплинарной ответственности были привлечены командир воздушного судна, директор департамента производства полетов, командир авиационной эскадрильи, замдиректора аэропорта - начальник производственно-диспетчерской службы, начальник инспекции по безопасности полетов.

Усталость летала

Один авантюрный поступок со стороны руководства повлиял на работу всего кадрового состава. Однако, по мнению источника «Стройсара» в авиакомпании, реальной почвой для обострения отношений с Росавиацией стала целая серия нарушений со стороны саратовского авиаперевозчика. Есть мнение, что сведения о них поступали долгое время по линии таможни, транспортной прокуратуры и даже ФСБ. До сих пор им не давали ход, не желая делать заложниками санкций весь коллектив авиакомпании и жителей региона. Но ситуация меняется и при определенном раскладе сил новые проверки могут обернуться не только дисциплинарными взысканиями и временными ограничениями, но и реальными уголовных делами в случае, если будет доказан умышленный характер нарушений авиационной безопасности.

Реалии региональных авиаперевозок в России сегодня таковы, что компаниям нередко приходится серьезно экономить на закупках новой летной техники и комплектующих, оптимизировать штаты специалистов. В случае с «Саратовскими авиалиниями» эти проблемы усугубляются наличием таких машин, как ЯК-42 и сложностью их сервисного обслуживания из-за банкротства Саратовского авиазавода. Об этой проблеме неоднократно заявляли ветераны компании-перевозчика и бывшие инженеры авиазавода. Специалисты едины во мнении, что ЯК-42 выдающаяся и очень надежная машина, но у любого сложного механизма есть свои пределы модернизации и ремонта. А исправить ситуацию двумя относительно новыми самолетами невозможно. Дополнительным осложнением является износ взлетно-посадочной полосы и ее длина, что также сказывается на ресурсе воздушных судов. Все это приводит к тому, что контролирующим структурам не надо даже специально выискивать нарушения. При необходимости, Росавиация может просто чуть пристальнее взглянуть на застарелые проблемы.

Пожертвовать ферзем

И все же не только изношенные механизмы и усталость металла могут подвести ОАО «Саратовские авиалинии». Поговаривают, что отзыву лицензии на заграничные полеты предшествовал вызов гендиректора Игоря Третьякова в управление Росавиации, где руководитель федерального агентства Александр Нерадько продемонстрировал топ-менеджеру уже подготовленный приказ о приостановке лицензии на полеты за рубеж. Якобы господину Третьякову была предложена альтернатива: уйти с должности и сохранить статус компании и коллектив или продолжать упорствовать и попасть под санкции. Как показало дальнейшее развитие событий, Третьяков сохранил свой пост. Возможно, именно за это авиаперевозчик заплатил отмененными заграничными рейсами, испорченными отношениями с туроператорами и недовольством обманувшихся в своих надеждах саратовцев.

Как рассказал нам инсайдер в авиакомпании, гендиректор даже грозил «затаскать федеральных контролеров по судам», однако сила и правда оказалась на стороне Росавиации. В коллективе, по слухам, говорят жестче: Третьяков своими действиями дискредитирует репутацию перевозчика с 84 летней историей, и последствия этого ощущает вся компания. Рядовые сотрудники опасаются, что апогеем этого противостояния может стать полная приостановка лицензии перевозчика или продление запрета на выполнение международных рейсов на год.

Бескрылые

«Если местный перевозчик останется без лицензии, к чему все и идет, то его место прочно и навсегда займут конкуренты. Компании «Аэрофлот» и «Red Wings», не первый год присматривающиеся к рынку авиаперевозок в Саратове», – объясняет наш инсайдер. По его мнению, в условиях стремительно сокращающегося рынка федеральные гранды авиаперевозок будут сражаться за любой кусок рынка, и действия руководства саратовской авиакомпании являются настоящим подарком для конкурентов. Вторжение уже произошло. С 1 декабря 2015 до 26 марта 2016 года на рейсах Саратов-Москва будет работать крупнейший российский авиаперевозчик, компания «Аэрофлот», имеющая в своем парке современные самолеты «SukhoiSuperjet 100». Авиакомпания «Red Wings» также с 1 декабря открыла продажу билетов на регулярные рейсы по маршруту «Москва – Саратов – Москва».

Вторжение конкурентов на международные авиаперевозки – вопрос времени. Произойти это может еще до окончания 3-х месячной дисквалификации. Но пока международные рейсы из Саратова остаются «бесхозными».
 

Последним неприятным напоминанием о проблемах авиаперевозчика стал запрет на эксплуатацию специальной техники, обслуживающей аэродром. 27 октября об этом сообщили информационные агентства города со ссылкой на начальника Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Николая Ченцова. Техника ОАО «Саратовские авиалинии» (бульдозеры, тягачи, снегоуборочные машины и др.) не прошла технический осмотр.

Есть у «Саратовских авиалиний» еще одна неприятная перспектива, начинающаяся с приостановки лицензии на международные перевозки. Если запрет на полеты за рубеж будет продлен, неминуемы иски от туроператоров, которым, в свою очередь, придется как-то отбиваться от клиентов, не вылетевших по забронированным билетам. Директора крупных саратовских туристических агентств уже направили открытое письмо в адрес совета директоров «Саратовских авиалиний». В нем они требуют увольнения гендиректора Игоря Третьякова, вероятно, надеясь на то, что смена руководства разрядит обстановку и позволит саратовскому перевозчику и дальше отправлять местных туристов в Турцию и Египет. А главное, исключит необходимость судиться, потому что многочисленные иски – дело крайне расходное. Если же судебных разбирательств избежать не удастся, это может подорвать бюджет перевозчика и перерасти в массовые увольнения сотрудников. Если они не покинут компанию сами еще до этого…

Негативный фон зреющему конфликту может создать и московская прописка акционеров «Саратовских авиалиний». Одна из важных претензий, которую ранее предъявляли перевозчику – оффшорная юрисдикция компаний, владеющих долями. Но сегодня эта проблема уже не актуальна. «Компании прошли перерегистрацию в России. Можно предположить, что это было сделано под давлением федеральных властей, объявивших курс на деоффшоризцию бизнеса и возврат капиталов. Так или иначе, хозяева компании «приземлились» на Родине. Однако местом регистрации акционеров стала не Саратовская область, а столичный регион. Так что утверждать, что перевозчик полностью вернулся в Саратов, рано», – рассказал источник в компании. В итоге местный авиаперевозчик так и не стал полностью саратовским, но успел приобрети недоброжелателей в федеральном центре.

 

Who is mister Третьяков?

Почему же Росавиация предъявляет столь жесткие претензии к топ-менеджеру компании? По мнению наших источников, главная причина кроется в том, что, несмотря на свой 11-летний опыт работы в сфере гражданских авиаперевозок, господин Третьяков так и не изучил предмет своей работы. Являясь выпускником военно-политического авиационного училища, он остался «авиационным замполитом». В середине 90-х он ушел из армии, работал в системе МВД, затем юристом, начальником договорного отдела, директором по производству и исполнительным директором. Одним словом, занимался хозяйственной и административной деятельностью. При этом, сам не являясь летчиком, он постарался окружить себя управленцами. Вероятно, не без одобрения владельца авиакомпании. Руководить летной службой компании Третьяков назначил пенсионера Юрия Костина, ранее «списанного на землю». Его заместителем стал Михаил Герасименко – младший брат супруги Аркадия Евстафьева. «При этом прошлый гендиректор Константин Соколов (который был кадровым летчиком) после назначения Третьякова стал неугоден. Потому что во главу угла были поставлены финансовые результаты, а не безопасность полетов и развитие транспортной сети. Вложения делались в сервис, дополнительные услуги, развитие сети чартеров и распределение поступающих от этих услуг средств, но не, например, в капремонт взлетно-посадочной полосы», - рассказывает инсайдер «Стройсара». Впрочем, в авиакомпании шутят, что взлетная полоса сейчас вполне соответствует по своему качеству дорогам областного центра – такая же ухабистая.

Отторжение кадров

Экономия на пилотах, инженерах и технике не могла не отразиться на числе инцидентов. Но при этом, по мнению нашего источника, в особую немилость у руководящего звена «Саратовских авиалиний» попал именно летный состав. Рассказывают, что после решения о приостановке международных полетов Игорь Третьяков распорядился оптимизировать расходы, но не за счет административных единиц. Были введены новые правила расчета доходов летных экипажей. Вместо действовавшей ранее и повсеместно принятой как в России, так и за рубежом методики расчетов, в компании были приняты некие новые нормативы, согласно которым теперь будет оцениваться труд летчиков, инженеров и бортпроводников. Однако для сотрудников авиакомпании система расчетов осталась не до конца ясной и прозрачной. Пока никто из них не решился выступить против руководства открыто, опасаясь потерять работу, но внутренний конфликт способен лишить авиаперевозчика былой стабильности.

До сих пор пассажирские авиаперевозки были отраслью, где трудились высококвалифицированные и, что немаловажно, высокооплачиваемые кадры. Пилот в Москве мог зарабатывать до полумиллиона в месяц – это больше, чем федеральный министр, нефтяник и банковский менеджер. Конечно, о подобных зарплатах работники Саратовских авиалиний могли только лишь мечтать. Рассказывают, что в лучших случаях командиры экипажа, не вылезая из-за штурвала, зарабатывали в три раза меньше, чем в столице. Вторые пилоты - на треть или даже вполовину меньше. Но и это весьма достойные деньги по меркам региона. Однако сейчас из-за падения курса рубля, снижения интенсивности перевозок и проблем с финансированием даже Москва перестает быть конкурентоспособной по сравнению с Западными компаниями. В этой ситуации лучшие специалисты могут уйти работать за рубеж, перейти на работу в Московские компании. А наш регион рискует в столь непростое время потерять более тысячи рабочих мест, и, что еще важнее, кадровый резерв, формировавшийся на протяжении 84 лет.


Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить