2 3

15 августа 2013 (12:33) | Василиса Чернявская

Взлетим или влетим?

Что скрывает под собой строительство аэропорта в Сабуровке
Взлетим или влетим?

Саратовское авиасообщение напоминает отжившее, но, как зомби, все-таки двигающееся прошлое. Старые Як-42 Д продолжают бороздить небесное пространство до Москвы и обратно, пассажиры жалуются на качество авиапарка, но все равно летают. Пять лет назад областные власти все же задумались о том, что ситуацию стоит менять. Было решено искать земли под новый аэрокомплекс, и выбор тогда пал на Сабуровку. Первая пятилетка обещаний прошла, дело вроде бы сдвинулось от слов к делу. Но нового аэропорта пока не видно. Будет ли он возведен, выясняло наше информационное агентство.

«Ипатовая» ситуация

Напомним, что решение построить аэропортовый комплекс в Сабуровке возникло из необходимости вынести за пределы города ныне действующий транспортный узел. Еще при Павле Ипатове в 2007 году выбрали площадку, а в конце 2008-го депутаты Саратовской областной думы проголосовали за то, что будущий комплекс расположится в 30-километровой зоне от регионального центра, то есть в поселке Сабуровка Саратовского района. Чуть позже были заявлены сроки начала проектных работ и был поставлен вопрос о выкупе сельхозугодий под будущий объект, но грянувший кризис отодвинул планы по возведению сабуровского чуда.

И все же в 2011 году земли у фермеров были выкуплены. Многие из них, прослышав о строительстве столь крупного объекта, решили обогатиться за счет государства. Цена их наделов стала чуть ли не золотой, а в региональном парламенте не утихали споры, сколько средств на эту статью расходов стоит выделить. К лету того же года этот громкий процесс все-таки завершили, параллельно выдвинув версию, что строительство аэропортового комплекса в Сабуровке обойдется областному, федеральному бюджетам и желающим прийти в регион инвесторам примерно в 10 миллиардов рублей. Но как поговорили, так и отложили в долгий ящик.

В 2012 году правительство Павла Ипатова ушло в отставку, и уже при Валерии Радаеве проект по возведению аэропорта решили реанимировать. Был даже назначен заместитель председателя правительства области по этому вопросу. Прошел уже год, а видимых результатов пока нет.

Навести мосты

Осенью прошлого года состоялся конкурс на проектирование инженерной инфраструктуры и коммуникаций. Победителем аукциона по строительству первой очереди аэропорта в Сабуровке стало ОАО «Волгомост». Конкурсной комиссии пришлось выбирать из трех компаний, подавших заявки на участие в нем. Московское ООО «Трансстроймеханизация» соперничало с иностранной акционерной компанией «ПЛАНУМ (КИПР) Лтд.» и вышеупомянутой саратовской организацией. Победили наши, оставив на втором месте москвичей и за бортом – зарубежную фирму. Последние, кстати, предлагали самый дешевый вариант строительства первой очереди аэропорта, но до финала не дошли. Причиной отказа в допуске к аукциону стало «несоответствие заявки требованиям документации».

Как поговаривают, специфика деятельности генподрядчика – ОАО «Волгомост» – не особо рассчитана на строительство таких объектов, как аэропорт.

Первоначально стоимость контракта оценивалась почти в 3,89 миллиарда рублей. Согласно проекту договора, подрядчик обязан разработать документацию, провести строительные, монтажные работы, обеспечивающие полноценное функционирование объектов и их ввод в эксплуатацию, в том числе и электроснабжение объекта. Отметим, что ОАО «Волгомост» уже выступает генподрядчиком на проектирование инженерной инфраструктуры и коммуникаций объекта. На эти цели из региональной казны было выделено более 180 миллионов рублей.

Еще в прошлом году аналитики предвещали, что участие саратовской организации в проектировании и возведении аэропортового комплекса скажется на сроках его реализации. Были высказаны мнения, что подрядчик, скорее всего,  перепродаст право на определенные виды работ субподрядным организациям. Предсказания экспертов сбылись. Сейчас на площадке в Сабуровке ведутся земляные работы, начатые в апреле текущего года. Строительство искусственной взлетно-посадочной полосы нового аэропортового комплекса осуществляется силами субподрядных организаций – ООО «Трансстроймеханизация» и ОАО «Автогрейд».

Почему так произошло? Почему подрядчик не готов к выполнению работ, за которые берется, перекладывая их на других? Некоторые аналитики увидели в этом коррупционную составляющую, предварительно оговорившись, что, скорее всего, она была допущена на уровне проведения аукциона, а при выполнении работ допустить ее будет намного труднее. К тому же, как поговаривают, специфика деятельности ОАО «Волгомост» не особо рассчитана на строительство таких объектов, как аэропорт. Поэтому и были привлечены субподрядные организации.

Однако под задуманный властями проект по возведению транспортного комплекса в Сабуровке было создано отдельное представительство ОАО «Волгомост» по строительству объекта «Аэропорт» в Саратове. Руководителем данного подразделения был назначен Сергей Аркадьевич Дегтев. И вот здесь кроются очень любопытные факты.

Норильский след

Еще несколько лет назад нынешний руководитель представительства ОАО «Волгомост» по строительству объекта «Аэропорт» в Саратове Сергей Дёгтев возглавлял ООО «Норильск Джет Сервис». Чем же интересна данная компания? Основными видами ее деятельности обозначены: торговля топливом через агентов, розничная торговля моторным топливом, смазочными материалами для автотранспорта, перевозка грузов, а также взыскание платежей, организация выставок, дизайн и оформление, авторские права, рестораны и кафе, общестроительные работы по возведению зданий и сооружений всех типов, удаление и обработка мусора, хлама и твердых бытовых отходов, консультирование в области коммерческой деятельности и управления. То есть Сергей Аркадьевич, руководя такой фирмой, должен быть мастером на все руки и специалистом во многих областях.

К тому же его имя не раз упоминается в списках афиллированных лиц к различным компаниям. Например, с 17 мая 2010 года – в перечнях ОАО «Енисейское речное пароходство» и ООО «Российское акционерное общество по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель». А ООО «Норильск Джет Сервис», которым руководил господин Дёгтев, упоминается в списках аффилированных лиц таких организаций, как ООО «Красноярский речной порт», ООО «Управляющая компания «Заполярная столица», ООО «Норильское торгово-производственное объединение» и другие. Часть из них была связана с ныне действующим аэропортом в Норильске, известным ранее как «Алыкель».

Сама же компания ООО «Норильск Джет Сервис» была образована в 2002 году. Учредителем выступило ГУП «Норильское авиапредприятие», которое являлось единственным авиапредприятием на Таймыре. Чуть ранее в том же году оно терпит банкротство, которое часть экспертов называли рейдерским захватом. Тогда же создается ЗАО «Алыкель», дочернее предприятие «Горно-металлургической компании «Норильский никель». Первоочередные проблемы, которые приходится решать, – критическое состояние взлетно-посадочной полосы и аэропортового комплекса в целом. До 2008 года было проведено немало работ по реконструкции этого транспортного узла. В процессе было задействовано и ООО «Норильск Джет Сервис». Но уже в 2011 году «в Росавиацию поступила информация от Службы экономической безопасности ФСБ России о неудовлетворительном состоянии взлетно-посадочной полосы на аэродроме аэропорта Норильск («Алыкель»), наличии недопустимых дефектов на ней, что не обеспечивает безопасную эксплуатацию принимаемых воздушных судов». То есть хваленого ремонта и качества строительных работ хватило ненадолго. И уже в 2012 году федеральным центром принято решение профинансировать реконструкцию 8 сибирских аэропортов, в том числе и в Норильске.

Примерно в этот период Сергей Дёгтев оказывается в Саратове и ищет себе работу. В октябре 2011 года он устраивается заместителем руководителя на одно строящееся предприятие в нашем регионе. Но проработав менее пяти месяцев, увольняется, не выдержав требований московской компании и не совсем понимая специфику новой деятельности. Его работа на поприще строительства завода оказалась почти что безуспешной. Чуть позже Сергей Дёгтев уже значится в ОАО «Волгомост», где ему поручают руководство целого представительства по строительству объекта «Аэропорт». Возникает вопрос: чем же закончится создание нового транспортного узла в Саратове, если за дело взялся такой мастер?

Субпродукт

Как сообщало ведомство зампреда облправительства Юрия Моисеева, на данном этапе «на территории возводимого аэродрома снят растительный грунт, проведены планировка и доуплотнение по всей площади возводимой взлетно-посадочной полосы, а также двух рулежных дорожек. Подготовлено земляное полотно по всей ширине строящейся взлетно-посадочной полосы под укладку геотекстиля, щебня и бетона длиной 900 м из будущих 2650 м. Отсыпана насыпь минерального грунта на 80% площади полосы, а также снимается растительный грунт под устройство патрульной дороги, которая будет проходить по всему периметру аэродрома. Субподрядные организации ЗАО «Волгаспецремстрой» и ООО «ВСК-электро» готовы приступить к работам по установке ограждения аэродрома и строительству командно-диспетчерского пункта».

Получается, что большую часть работ передали все-таки субподрядным организациям. Правительство региона и ОАО «Волгомост» оказываются своего рода контролерами в процессе строительства. Но и те и другие допустили немало промашек. Первое, что бросается в глаза, – это инфраструктура будущего комплекса. Вернее, ее отсутствие. А ведь создание инфраструктурных объектов прописано в условиях контракта.

Еще в апреле текущего года в эфире «Эхо Москвы в Саратове» Юрий Моисеев рассказал о том, что в Сабуровке резко выросла цена на землю. «Чтобы обеспечить комплекс всеми коммуникациями, нам надо выкупить у частников порядка трехсот земельных участков. К сожалению, в этом процессе мы отмечаем спекулятивную составляющую», – констатировал тогда зампред. Видимо, ее и не учли в правительстве.

Строительство Саратовского аэропорта в Сабуровке возглавляет человек, который  был причастен к ремонту взлетно-посадочной полосы Норильского аэродрома в середине нулевых. Однако уже в 2011 году ФСБ уведомила Росавиацию о ее неудовлетврительном состоянии.

А ведь, как отмечают эксперты, именно с вопроса обеспечения площадки нужными коммуникациями и нужно было начинать. Еще в марте текущего года губернатор Валерий Радаев отметил, что задач здесь немало. В частности, зашла речь об электро- и газоснабжении объекта. Последнее региональное правительство планирует решить через инвестиционный фонд «Газпрома». «У нас есть сложности с водоснабжением, но есть и альтернативное решение проблемы, – отметил тогда глава региона. – Мы хотим, чтобы «Саратовводоканал» стал участником проекта. Это и выгодно с экономической точки зрения, и позволит саратовской компании обновить оборудование. Есть альтернатива – это частная организация, которая предлагает нам провести свою инфраструктуру. Мы рассматриваем оба варианта».

Нам любые дороги дороги

Видимо, варианты остались про запас. Вместо того чтобы заниматься подведением коммуникаций и дорогой, на объекте насыпают щебень. Не так давно приехавшие потенциальные эксплуатанты будущего комплекса отметили, что этот подход их не устраивает. Как поговаривают, работу подрядчикам придется переделывать, а выделенные средства уже таят на глазах.

К тому же выбор площадки был обусловлен относительной близостью к Саратову. Но подъездными путями участок не обеспечен. Как будут добираться люди? Власти предполагают, что трамваем из Ленинского района или на машинах по новой дороге. Которую еще не построили. Ее прокладка до будущего аэропорта – отдельная тема. Если исходить из действующего на сегодняшний момент подъезда, то могут возникнуть проблемы с федеральной трассой. В перспективе рассматривается вариант прямой дороги от Саратова до Сабуровки протяженностью 12 километров. Однако затраты на строительство новых подъездных путей оказываются просто колоссальными. Примерно три миллиарда рублей планируется буквально закатать в асфальт. Арифметика здесь проста: по четверти миллиарда за километр. Однако такие меры не поспособствуют скорому проезду к будущему транспортному узлу области. Пробка растянется от поселка Юбилейного и до самого аэропорта. Нетрудно представить, что будет твориться в выходные дни и вечерние часы, когда это направление просто увязнет в потоке машин, стремящихся доехать до дома, дачи или желающих успеть на свой рейс.

Второе, что заставляет напрягаться чиновников, это отсутствие инвестиций. Согласно информации Росавиации на строительство первой очереди объекта в 2012–2017 годах планируется выделить средства в объеме 9,19 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета – 6,9 миллиарда, из областного – 0,7 миллиарда и из внебюджетных источников – 1,5 миллиарда. В соответствии с обоснованием инвестиций, разработанных ЗАО «Научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры», финансово-экономическая оценка проекта за счет внебюджетных источников составит порядка 6,3 миллиарда рублей. Но пока что бизнес не торопится вкладывать свои кровные в невиданное сабуровское чудо. Переговоры уже шли с группой компаний «Ренова» – ее подразделение «Аэропорты регионов» занималось реконструкцией объектов в Самаре, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Однако от потенциального инвестора до сих пор нет ответа.

В правительстве Саратовской области обещают, что первые самолеты будут приняты в Сабуровке в конце 2015-го –  начале 2016 года. Росавиация более осторожна в своих прогнозах и датой сдачи объекта называет 2017 год. Видимо, федеральный центр более трезво оценивает перспективу возникновения аэропортового комплекса в Сабуровке, понимая, что накладок будет больше, чем конкретных действий, прописанных и закрепленных на бумаге. Тем более что темпы строительства транспортного объекта уже не выдерживают сроки, а качество работ заставляет сомневаться в том, что Саратов в скором времени получит современный аэропорт. Не исключено, что сабуровское чудо станет очередным долгостроем, сдача которого, как в случае с ТЮЗом, будет пролоббирована в очередную федеральную выборную кампанию. А пока небо в Саратове продолжат бороздить старые Як-42, а не новые суперджеты, боинги и аэробусы.


Фотографии

 

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить