2

25 июля 2014 (15:39) | Дмитрий Богатырёв

В августе четырнадцатого

Подорожание проезда на общественном транспорте. Тактически – грамотно, стратегически - губительно
В августе четырнадцатого

Итак, с 1 августа текущего года весь городской общественный транспорт Саратовской области вновь подорожает. На три рубля. Так резко он еще ни разу не дорожал (максимальное повышение тарифа было до сих пор двухрублевым ). То, к чему нас морально готовили почти год, случится в самое ближайшее время. Почему же власть решилась на эту крайне не популярную меру именно сейчас? Насколько она обоснованна? И чем все это может обернуться? Давайте думать…

Самое время!

Смотрите, как интересно получается: в последний раз транспортный тариф повышался в 2012 году, сразу после назначения Валерия Радаева губернатором, в предпоследний – в 2010-м, сразу после переназначения губернатором Павла Ипатова. То есть, как только глава региона начинает себя чувствовать более или менее стабильно и спокойно, он начинает применять непопулярные меры. Примерно то же самое произошло с нынешним повышением транспортного тарифа. Разговоры об этом велись уже как минимум с осени прошлого года, но окончательного решения поднять цены на проезд так и не принималось. То же, кстати, относится и к закрытию на ремонт старого автодорожного моста Саратов – Энгельс. Почему так происходило? Не потому ли, что весь прошлый год и начало года нынешнего Валерий Васильевич сидел, словно на пороховой бочке? То в Сторожевке дорогу перекроют, то Пугачев восстал, то Балашов отделяться от Саратовской области собрался… А госдолг области растет, экономика сжимается, как шагреневая кожа, злобные СМИ постоянно твердят о скорой отставке губернатора Радаева, а тут еще с досрочными выборами 2014 года ничего не ясно: заставят на них идти, не заставят… А в этом году – тишина. Досрочные выборы устраивать не нужно, никто в губернии сильно не бузит, не скандалит, погоды стоят хорошие, урожай обещает быть знатным, с мостом – и то вроде бы все обходится. А экономика… Ну, что экономика? Живут же как-то люди, не ропщут. Привыкли наверно. Даже на повышение с 1 июля тарифов на коммунальные услуги (на 4,2 %) почти не прореагировали. А раз молчите, то получайте с 1 августа новый подарок – увеличение стоимости проезда на общественном транспорте.

День космонавтики

Но давайте задумаемся: а был ли у Валерия Радаева в этой ситуации другой выбор? Мог ли он наплевать на угрозы транспортного лобби и сказать жестко: «Ребята, имейте совесть! За последние пять лет жизненный уровень большинства саратовцев упал в два-три раза! Не одни вы есть хотите. Не нравятся существующие тарифы? Уходите с рынка! Будем работать с теми, кому нравятся». Думаю, что мог. Если бы захотел. Но он, судя по всему, не хотел. Почему?

Попытаюсь объяснить на примере. Когда-то в начале нулевых, когда дороги в Энгельсе были не такие гладкие, как сегодня, а местами и вовсе отсутствовали, мне посчастливилось ехать в местный тубдиспансер в одной «Волге» вместе с тогдашним руководителем комитета здравоохранения. Так вот, когда наша машина в очередной раз продиралась через весенние колдобины, мой попутчик с горечью в голосе посетовал:

- А еще, знаете, какая у нас серьезная проблема? День космонавтики…

- Почему проблема? – не понял я.

- Ну как же… Из Москвы большие гости приезжают на место приземления Гагарина. Приходится туда дорогу чинить…

То есть вы поняли особенности психологии? Не убитые дороги – проблема, а – День космонавтики! Не было бы его, и – плевать на все. С тарифами на общественный транспорт, уверен, примерно то же самое. Не низкий и постоянно падающий жизненный уровень большинства жителей области волновал губернатора, а их возможные реакция, поведение в случае его дальнейшего падения. Вот в прошлом году было опасно что-либо поднимать: в воздухе пахло грозой. А сейчас гроза громыхает далеко, на Украине. И саратовцы своими глазами видят, к чему она реально может привести. Вот уж, действительно, слава Украине, героям слава…

Особенности национальной психологии

Вообще, человеческая психология – штука крайне пластичная и податливая. Хорошему манипулятору работать с ней – одной удовольствие. Вот в случае с повышением цен на общественный транспорт нам опять впаривают что-то про подорожание энергоносителей и запчастей, про низкую рентабельность рынка пассажирских перевозок, про более высокие цены в других регионах России. И как венец оправданий: говорите спасибо, что только на три рубля повысили, а не на десять, как призывали транспортники.

Одна из наших серьезнейших проблем – это доверчивость. Мы почти слепо доверяем словам «специалистов». Например, директору «Автокомбината № 2» и по совместительству депутату гордумы Саратова Андрею Беликову. Директору того самого предприятия, которые уже долгие годы обслуживает такие суперприбыльные автобусные маршруты как № 11 и № 6.  Так вот господин Беликов заявляет: «Повышение тарифов на автотранспортные пассажирские перевозки назрело давно. Конечно, это не самое популярное решение. Однако здесь вопрос стоит ребром: существовать транспортному комплексу региона или нет. Ведь многие транспортные предприятия либо уже обанкротились, либо близки к этому».

Я не знаю, кто там и когда обанкротился, но «Автокомбинат № 2» и МУПП «Саратовгорэлектротранс» – главные держатели саратовских автобусных маршрутов – делать этого явно не собираются. Правда, «СГЭТ» периодически скулит о своем крайне бедственном положении и грозит остановкой всех троллейбусов и трамваев, но реализовывать свои угрозы не торопится. Впрочем, ситуация на этом предприятии – тема отдельного разговора. Сейчас о другом – о якобы убыточности и нерентабельности пассажирских перевозок.

«Невыгодный» бизнес

Пообщавшись недавно с водителями очень популярного автобусного маршрута, я узнал, что за смену один такой «самосвал по сбору денег» «привозит» до 50 тысяч рублей. Затраты же на его обслуживание (топливо, ремонт, зарплата) достигает максимума в 10 тысяч рублей. Вопрос: куда девается остальная сумма? Нет, разумеется, в бухгалтерии этого автопредприятия цифры будут совсем другими. Но часто ли вас, уважаемые, обилечивают в таких автобусах? Лично меня нечасто. А ведь любая «необилеченная» монета – это неучтенка. Дальше продолжать нужно?

Еще к вопросу о нерентабельности. Почему едва ли не каждый конкурс по распределению городских пассажирских маршрутов непременно сопровождается громким скандалом? Иногда даже доходит до мордобоя… Потому что так невыгодно? А почему львиная доля самых лакомых маршрутов непременно достается двум-трем основным игрокам? Может быть, по причине их обостренного чувства гражданской ответственности?

Следующий вопрос: по какой причине тариф повышен на три рубля, а не на рубль или не на десять? Где технико-экономические основания такого увеличения? Покажите их широкой общественности, обоснуйте свои расчеты. Почему мы должны вам верить? Просто потому, что кое-кто привык жить не хорошо, а замечательно за счет других?

Про цены на проезд в других регионах я даже говорить не хочу. Такие оправдания со стороны наших властей просто неприличны. Дайте людям такую зарплату, которую получает средний житель Самары, Казани или Нижнего Новгорода, и тема будет моментально закрыта.

Ну и, наконец, про необходимость обновления транспортного парка…  Необходимость такая, безусловно, имеется. Причем острая. А вот с самим обновлением проблемы… Оно, конечно, ведется, но, как представляется, лишь по мере крайней необходимости. Например, старые «газели» приходят в негодность, а новых уже завод не выпускает. Куда деваться? Приходится закупать импортные аналоги. Еще хуже обстоит дело с автобусами большой вместимости. За небольшим исключением, кажется, что обновление подвижного состава происходит посредством завоза нового старого импортного хлама. То есть старое старье меняется на новое, более современное старье. На это, конечно же, требуются серьезные средства. Теперь что касается электротранспорта… Последние новые троллейбусы и трамваи после очень длительного перерыва «СГЭТ» закупил в 2009 году. С тех пор прошло пять лет и два повышения тарифа на проезд (нынешнее – уже третье), каждое из которых проходило под набившие оскомину причитания о срочной необходимости обновления трамвайно-троллейбусного парка.     

Таким образом, как видим, никаких объективных предпосылок, для того чтобы повышать тариф на проезд в общественном транспорте региона, нет. А вот субъективных – сколько угодно. Да, конечно, инфляция и прочая мерзость, которая происходит с российской и особенно с саратовской экономикой, не могла не отразиться на состоянии наших транспортников. И, конечно, они хотят нивелировать ее последствия. Все этого хотят. Но ведь терпят… Так почему бы и всевозможным господам Беликовым не потерпеть? Да потому что они монополисты. Вот и весь ответ.

Высокая температура

Но вернемся к позиции губернатора. Что лично он получил от данной меры? Неужели Валерий Васильевич всерьез думал, что наши транспортные воротилы остановят весь общественный транспорт региона? Конечно же нет. И уж тем более мы не склонны полагать, что руководитель региона согласился на это из-за банальных корыстных соображений. Значит, просто выполнял некие договоренности, которые дал местной элите (и не только транспортной!), данные еще в самом начале своего губернаторства? И сегодняшний момент просто оказался наиболее подходящим для этого? Как знать…

Что же из этого выйдет? Получим ли мы в результате социальный взрыв? Думаю, вряд ли. Во всяком случае, открытых восстаний, мятежей, бунтов и даже масштабных митингов протеста в ближайшее время ждать не стоит. Почему? Да потому что большинство населения деморализовано и психологически глубоко подавлено. Это раз. Опозиционное движение, способное поднять массы, либо зачищено, либо имитирует протест. Это два. Общественное внимание сейчас жестко приковано к ситуации на Украине, то есть живет ожиданиями близкой войны, тут не до мелочей. Это три. Поэтому, повторяю, момент для столь резкого повышения тарифа на проезд в общественном транспорте был выбран почти идеально.

И все же губернатор совершил ошибку. Не очень крупную, но весьма серьезную. Дело в том, что когда в наглухо закрытом помещении занимается пожар, большого огня не видно. Просто все медленно, но верно тлеет. Но между тем температура в этом изолированном пространстве достигает максимальных отметок, и концентрация угарного газа – еще та… Но как только в помещение проникает воздух извне (а это рано или поздно всегда происходит), огонь уже трудно остановить. Повышение проезда в транспорте (вроде бы какая ерунда!) точно так же способствует повышению температуры в обществе. А она уже и без того выше среднедопустимой…   


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить