20 ноября 2017 (14:47) | Оксана Федотова
Управление многоквартирными домами порой напоминает крепостное право, где управляющие компании владеют «душами», а главное – кошельками собственников подведомственного жилья. В процессе такого управления некоторые УК по-феодальному навязывают себя жильцам, лишая их права самим выбирать себе и форму управления, и самих управленцев. Избавиться от такого «подарка» бывает очень сложно, подчас почти невозможно… Примерно в такой ситуации оказались жильцы многоквартирного дома по улице Гвардейской, 28, что в Ленинском районе Саратова.
Банкротство как привычка
В сентябре 2014 года жители дома оказались в «объятиях» довольно крупной управляющей компании - ООО «Прогресс», в управлении которой находится сразу 184 жилых дома по улицам Благодарова, Гвардейской, Студеной, Московскому шоссе и другим. А если точнее, отношения с «Прогрессом» у дома начались еще в далеком 2005-м, только тогда это был еще не «Прогресс», а ТСЖ «Ударник». О том, что они теперь в ТСЖ, а не в МУ ДЕЗе Ленинского района, жители узнали из платежек. «Никаких собраний собственников жилья и близко не было, нас просто поставили перед фактом», - описывает события тех лет председатель Совета дома Марина Залиева.
Как именно они попали в новоиспеченное ТСЖ, собственники жилья поняли позже. Накануне реорганизации неизвестные ходили по подъездам и собирали подписи за ремонт коммуникаций в одном из подъездов.
«А мы же добрые самаритяне, мы не против того, чтоб у соседей были нормальные трубы… Подписались. Только потом до нас дошло, что в четвертом подъезде нет никаких коммуникационных труб, и поняли, в чем был смысл сбора подписей», - вспоминает Марина.
В дальнейшем «Ударник» несколько раз реорганизовывался, жонглируя юридическими лицами, а точнее - личинами, пока не превратился в ООО СТСЖ «Прогресс», а потом и просто в ООО «Прогресс».
При этом поводом для реорганизации каждый раз становилось банкротство. Преднамеренное или нет – решать не нам, а правоохранительным органам. Впрочем, как уверяют жильцы, они в этой истории играют тоже не последнюю роль. Всего за несколько лет компания банкротилась дважды – в 2011 и 2014 годах.
Компания меняла названия, но не менялся держатель активов. Владельцем и основным бенефициаром компании является Сергей Папуша, бывший депутат саратовской городской думы. На сайте «Реформа ЖКХ» именно он числится главным руководителем ООО «Прогресс».
В политике Сергея Валентиновича давно не видно, по всей вероятности, он занял для себя другую нишу – коммунальную, которая оказалась для него не менее органичной, чем работа в гордуме.
Управляющие директора у «Прогресса» тоже менялись, в настоящее время компанией формально руководит Дмитрий Гущин.
Как и в прошлые годы, сейчас компания снова на грани банкротства. Как сообщает интернет-издание «Бизнес-вектор», на этот раз инициатива процедуры принадлежит «Саратовводоканалу».
Иск поступил 24 июля, сумма претензий по нему пока не обозначена. Но в картотеке арбитражного суда есть два выигранных водоканалом иска на сумму 2,2 млн. и 3 млн. рублей. Активно судится с «Прогрессом» и ПАО «Т Плюс», требуя уплаты долгов за тепло.
Задолженность за коммунальные ресурсы на конец 2016года – более 90 млн. рублей, из которых больше половины приходится на долги за отопление.
Еще в 2009 году у компании образовался свой кошелек – собственный расчетно-кассовый центр, аккумулирующий деньги жильцов. Судя по долгам, рессурсоснабжающие организации деньги из этого кошелька не получают уже давно.
Невидимое «содержание» и альпийские горки
Постоянная чехарда с тарифами, отсутствие прозрачности в расчетах и начислениях коммунальных платежей и полная закрытость руководства – вот три кита, на которых стоит «Прогресс».
По словам Марины Залиевой, на протяжении всего времени управления домом «Прогресс» не сделал ничего, что хоть как-то бы оправдывало отчисления на содержание дома.
Несмотря на то, что тариф на содержание и ремонт жилья компания повышала не раз (причем, каждый раз в одностороннем порядке, без волеизъявления собственников, а значит, можно предположить, что имела место подделка протоколов собраний), беглого взгляда на дом и придомовую территорию достаточно для того, чтобы понять – может, на чье-то жилье деньги и шли, но только явно не на это. «Убитые» лестничные пролеты, ободранный фасад, замусоренная территория – за 50 лет дом, такое впечатление, не знал даже косметического ремонта.
Согласно отчету компании, размещенному на сайте «Реформа ЖКХ»: на «работы по содержанию земельного участка с элементами озеленения» за последние два года потрачено 426 263 рубля. «Да у нас за эти деньги альпийские горки повсюду должны стоять и территория должна быть, как минимум, огорожена», - возмущается председатель домсовета.
Как рассказывает Марина Залиева, до 2014 года у дома даже не было дворника и уборщицы. Жильцы справлялись сами – во дворе проводили субботники, подъезды мыли по графику дежурств. Отсутствие уборщиц и дворников УК мотивировала отсутствием в штате компании соответствующих единиц, но деньги с жильцов за уборку собирала исправно. Потом, после долгой борьбы жильцов за чистоту, единицы в штате все-таки появились, но работы проводились с грубым нарушением периодичности.
Таких примеров «эффективного» управления в деятельности компании масса. В их числе – чехарда с общей площадью дома, которая в разных документах выглядит по-разному – от 6 до 5 тысяч метров квадратных. То есть площадь дома то «прирастает», то «убавляется», как-будто дом не кирпичный, а резиновый… Соответственно «скачут» и цифры в платежках.
Ни одну жалобу от жильцов компания не то что не удовлетворила, но даже на нее не отреагировала.
Когда в одном из подъездов прорвало канализацию и сточными водами затопило подвал, «Прогресс» не сделал ничего, чтобы решить проблему. Ее решали сами жильцы путем многочисленных обращений в Роспотребнадзор и ГЖИ.
Еще один интересный нюанс - в 2009 году в доме установлены теплосчетчики, но начисления по ним не производились ни разу - строка ОДПУ пустая, сведения по общедомовым приборам учета «Прогресс» жильцам не предоставляет.
На коллективные обращения собственников в «Прогресс», в ГЖИ Саратовской области, а также на запрос сведений о помесячном количестве предоставленных услуг, направленный в «Прогресс» через ГИС ЖКХ еще в июне, ответы до сих пор не получены, а ситуация с отсутствием в платежных документах данных расхода теплоэнергии по ОДПУ не изменилась. Жильцы полагают, что показания ОДПУ не указываются намеренно, ведь без них невозможно потребовать перерасчет, а начисления за отопление необоснованно завышены.
Несмотря на многочисленные запросы, которые жильцы дома пишут во все надзорные инстанции на протяжении нескольких лет, ни ГЖИ, ни прокуратура Ленинского района никакого интереса к проблеме не проявляет, отвечая отписками. «Слишком крепко там все повязано», - объясняют возможные причины «обета молчания» контролирующих органов жильцы.
Разлука боем
Как правило, самые наглые УК, уровень и качество обслуживания и содержания дома в которых стремится к нулю, а решение любых элементарных вопросов упирается в крепкие стены, затягивается на долгие месяцы и годы - это УК с числом обслуживаемых домов, исчисляемых сотнями. Сюда же относятся их «клоны» и «дети», которые появляются после банкротства старых, а по сути, просто смены ООО, а все сотрудники, кабинеты и даже сайты остаются прежними. Вероятно, мотивация этих УК – максимизация прибыли, а, следовательно, доведение дома до плачевного состояния. Такие УК не хотят терять жилой фонд, приносящий доход. В ход идут любые инструменты!
Конкурентная борьба, а точнее, конкурентные потуги «Прогресса» за право управлять домом вопреки желанию жильцов доходят порой до смешного. Не так давно, устав от «эффективного» управления «Прогресса», собственники заключили договор с другой управляющей компанией ООО «Уютстройсервис», и та в знак приветственного бонуса скинула тариф по содержанию и ремонту жилья на рубль. И тут же на рубль скинул тариф и «Прогресс». Но вернуть доверие жильцов это не помогло, от своих намерений перейти в управление другой компании они не отказались.
Кворум собрали без особых усилий – больше 60% жильцов проголосовало за переход в другую компанию. Тем не менее, нашелся собственник, который отказался принимать участие в голосовании. Это стало поводом для подачи им в суд иска о признании протокола собрания собственников жилья о смене УК недействительным. Соседи уверены – сценарий возник не без ведома «Прогресса», ведь их решение приводит к убыткам УК (соответственно, цена вопроса соразмерна размеру убытков).
Для лоббирования своих интересов управленцы нашли, как говорят жильцы, «самого достойного» – дважды судимого и нигде не работающего. «Возможно, списали ему какой-то долг», - предполагают они. Понятное дело, сам он в суд ходить не будет, его интересы предоставляет по доверенности юрист управляющей компании.
Теперь при наличии судебных разбирательств новая компания не может приступить к управлению домом, несмотря на заключенный договор. Как полагает Марина Залиева, шансов у «Прогресса» «вернуть» себе дом все равно нет, такими сомнительными действиями они просто тянут время, пытаясь еще «порулить» домом хоть немного в самый «прибыльный» отопительный сезон. «Если бы не суд, с 1 октября наш дом обслуживала бы новая управляющая компания», - говорят жильцы.
В последние три месяца в многострадальном доме снова перестали убирать подъезды и территорию, заодно отрубив фасадное освещение придомовой территории. Жильцы полагают, что так «Прогресс» мстит им за попытку вырваться из-под их коммунального ига. Люди уверены – уборщицы и дворники обходят их дом стороной намеренно, по распоряжению вышестоящего руководства. На многочисленные заявки жильцов по этому поводу в диспетчерскую службу ООО «Прогресс» реакции от компании не последовало. При телефонном обращении одного из собственников в офис компании ООО «Прогресс» с целью прояснить данную ситуацию секретарь приемной заявила, что указанный дом компанией более не обслуживается и звонить сюда больше не следует. При этом платежки компания присылает регулярно.
Президенту до востребования
Жильцы дома по Гвардейской не единственные, у кого работа «Прогресса» вызывает возмущение. В октябре 2014 года «взбунтовались» жители дома по улице Международной. Они обратились на прямую линию к президенту Владимиру Путину с жалобой на действия ООО «Прогресс».
Смысл претензий тот же - Союз ТСЖ «Прогресс» собирал денежные средства в числе прочего по «ремонтным» статьям, но не провел в доме никаких работ. Когда компания обанкротилась, денежные средства в новую управляющую компанию переданы не были. По подсчетам активистов, в распоряжении «Союза» осталось более 1миллиона 600 тысяч рублей — средств, которые компания собрала с жильцов и фактически присвоила. А когда жильцы все-таки вырвались из-под ига «Прогресса» и создали свое ТСЖ, обиженная компания долго не хотела передавать собственникам техническую документацию. Жильцы судились с прежними хозяевами в арбитраже и выиграли.
Любопытно, что у компании есть филиал – ООО СТСЖ «Прогресс ЛР», у которого в обслуживании 33 дома. Адрес офиса, контактный телефон, жилищные отделы по приему граждан, а главное - рассчетно-кассовые центры те же, что и в ООО «Прогресс». Представленная на сайтах-клонах официальная информация компаний настолько идентична, что впору играть в игру «Найдите десять отличий». Убедитесь сами, сравните : ООО СТСЖ «Прогресс ЛР» и ООО «Прогресс»
На сайте «Стройсар» по УК «Прогресс» висят целые «простыни» комментариев пользователей резко негативного содержания.
Главный посыл высказываний один – куда уходят деньги?
Удивительно, что при отсутствии внятного ответа на этот вопрос кампания как ни в чем не бывало продолжает работать на рынке.
Ваше имя 20 ноября 2017 (18:28)
Полностью согласен с содержанием статьи, только хочу поправить - до ООО СТСЖ Прогресс эта ОПГ называлась просто "СТСЖ Прогресс", в который входили эти фейковые ТСЖ типа "Ударник" и пр., созданные самими прогрессовцами без участия жителей для удобства их обдуривания. Также хочу добавить, что кроме указанных в статье нарушений, а по сути преступлений, совершаемых Прогрессом, он каким-то мошенническим способом сумел подмять под себя сбор на свой счёт взносов на капремонт, который никогда делаться не будет.