5

20 ноября 2017 (14:47) | Оксана Федотова

Крепостное право «Прогресса»

Почему известная управляющая компания Ленинского района не отпускает жильцов из своих «коммунальных» объятий?
Крепостное право «Прогресса»

Управление многоквартирными домами порой напоминает крепостное право, где управляющие компании владеют «душами», а главное – кошельками собственников подведомственного жилья. В процессе такого управления некоторые УК по-феодальному навязывают себя жильцам, лишая их права самим выбирать себе и форму управления, и самих управленцев. Избавиться от такого «подарка» бывает очень сложно, подчас почти невозможно… Примерно в такой ситуации оказались жильцы многоквартирного дома по улице Гвардейской, 28, что в Ленинском районе Саратова.

Банкротство как привычка

В сентябре 2014 года жители дома оказались в «объятиях» довольно крупной управляющей компании - ООО «Прогресс», в управлении которой находится сразу 184 жилых дома по улицам Благодарова, Гвардейской, Студеной, Московскому шоссе и другим. А если точнее, отношения  с «Прогрессом» у дома начались еще в далеком 2005-м, только тогда это был еще не «Прогресс», а ТСЖ «Ударник». О том, что они теперь в ТСЖ, а не в МУ ДЕЗе Ленинского района, жители узнали из платежек. «Никаких собраний собственников жилья и близко не было, нас просто поставили перед фактом», - описывает события тех лет председатель Совета дома Марина Залиева.

Как именно они попали в новоиспеченное ТСЖ, собственники жилья поняли позже. Накануне реорганизации неизвестные ходили по подъездам и собирали подписи за ремонт коммуникаций в одном из подъездов.

«А мы же добрые самаритяне, мы не против того, чтоб у соседей были нормальные трубы… Подписались. Только потом до нас дошло, что в четвертом подъезде нет никаких коммуникационных труб, и поняли, в чем был смысл сбора подписей», - вспоминает Марина.

В дальнейшем «Ударник» несколько раз реорганизовывался, жонглируя юридическими лицами, а точнее  - личинами, пока не превратился в ООО СТСЖ «Прогресс», а потом и просто в ООО «Прогресс».

При этом поводом для реорганизации каждый раз становилось банкротство. Преднамеренное или нет – решать не нам, а правоохранительным органам. Впрочем, как уверяют жильцы, они в этой истории играют тоже не последнюю роль.  Всего за несколько лет компания банкротилась дважды – в 2011 и 2014 годах.

Компания меняла названия, но не менялся держатель активов. Владельцем и основным бенефициаром компании является Сергей Папуша, бывший депутат саратовской городской думы. На сайте «Реформа ЖКХ» именно он числится главным руководителем ООО «Прогресс». 

В политике Сергея Валентиновича давно не видно, по всей вероятности, он занял для себя другую нишу – коммунальную, которая оказалась для него не менее органичной, чем работа в гордуме. 

Управляющие директора у «Прогресса» тоже менялись, в настоящее время компанией формально руководит Дмитрий Гущин.

Как и в прошлые годы, сейчас компания снова на грани банкротства. Как сообщает интернет-издание «Бизнес-вектор», на этот раз инициатива процедуры принадлежит «Саратовводоканалу»

Иск поступил 24 июля, сумма претензий по нему пока не обозначена. Но в картотеке арбитражного суда есть два выигранных водоканалом иска на сумму 2,2 млн. и 3 млн. рублей. Активно судится с «Прогрессом» и ПАО «Т Плюс», требуя уплаты долгов за тепло.

Задолженность за коммунальные ресурсы на конец 2016года – более 90 млн. рублей, из которых больше половины приходится на долги за отопление.

Еще в 2009 году у компании образовался свой кошелек – собственный расчетно-кассовый центр, аккумулирующий деньги жильцов. Судя по долгам, рессурсоснабжающие организации деньги из этого кошелька не получают уже давно.

Невидимое «содержание» и альпийские горки

Постоянная чехарда с тарифами, отсутствие прозрачности в расчетах и начислениях коммунальных платежей и полная закрытость руководства – вот три кита, на которых стоит «Прогресс».

По словам Марины Залиевой, на протяжении всего времени управления домом «Прогресс» не сделал ничего, что хоть как-то бы оправдывало отчисления на содержание дома.

Несмотря на то, что тариф на содержание и ремонт жилья компания повышала не раз (причем, каждый раз в одностороннем порядке, без волеизъявления собственников, а значит, можно предположить, что имела место подделка протоколов собраний), беглого взгляда на дом и придомовую территорию достаточно для того, чтобы понять – может, на чье-то жилье деньги и шли, но только явно не на это. «Убитые» лестничные пролеты, ободранный фасад, замусоренная территория – за 50 лет дом, такое впечатление, не знал даже косметического ремонта.

Согласно отчету компании, размещенному на сайте  «Реформа ЖКХ»: на «работы по содержанию земельного участка с элементами озеленения» за последние два года потрачено 426 263 рубля. «Да у нас за эти деньги альпийские горки повсюду должны стоять и территория должна быть, как минимум, огорожена», - возмущается председатель домсовета.

Как рассказывает Марина Залиева, до 2014 года у дома даже не было дворника и уборщицы.  Жильцы справлялись сами – во дворе проводили субботники, подъезды мыли по графику дежурств. Отсутствие уборщиц и дворников УК мотивировала отсутствием в штате компании соответствующих единиц, но деньги с жильцов за уборку собирала исправно. Потом, после долгой борьбы жильцов за чистоту, единицы в штате все-таки появились, но работы проводились с грубым нарушением периодичности.

Таких примеров «эффективного» управления в деятельности компании масса. В их числе – чехарда с общей площадью дома, которая в разных документах выглядит по-разному – от 6 до 5 тысяч метров квадратных. То есть площадь дома то «прирастает», то «убавляется», как-будто дом не кирпичный, а резиновый… Соответственно «скачут» и цифры в платежках.

Ни одну жалобу от жильцов компания не то что не удовлетворила, но даже на нее не отреагировала.

Когда в одном из подъездов прорвало канализацию и сточными водами затопило подвал, «Прогресс» не сделал ничего, чтобы решить проблему. Ее решали сами жильцы путем многочисленных обращений в Роспотребнадзор и ГЖИ.

Еще один интересный нюанс - в 2009 году в доме установлены теплосчетчики, но начисления по ним не производились ни разу - строка ОДПУ пустая, сведения по общедомовым приборам учета «Прогресс» жильцам не предоставляет.

На коллективные обращения собственников в «Прогресс», в ГЖИ Саратовской области, а также на запрос сведений о помесячном количестве предоставленных услуг, направленный в «Прогресс» через ГИС ЖКХ еще в июне, ответы до сих пор не получены, а ситуация с отсутствием в платежных документах данных расхода теплоэнергии по ОДПУ не изменилась. Жильцы полагают, что показания ОДПУ не указываются намеренно, ведь без них невозможно потребовать перерасчет, а начисления за отопление необоснованно завышены.

Несмотря на многочисленные запросы, которые жильцы дома пишут во все надзорные инстанции на протяжении нескольких лет, ни ГЖИ, ни прокуратура Ленинского района никакого интереса к проблеме не проявляет, отвечая отписками. «Слишком крепко там все повязано», - объясняют возможные причины «обета молчания» контролирующих органов жильцы.

Разлука боем

Как правило, самые наглые УК, уровень и качество обслуживания и содержания дома в которых стремится к нулю, а решение любых элементарных вопросов упирается в крепкие стены, затягивается на долгие месяцы и годы - это УК с числом обслуживаемых домов, исчисляемых сотнями. Сюда же относятся их «клоны» и «дети», которые появляются после банкротства старых, а по сути, просто смены ООО, а все сотрудники, кабинеты и даже сайты остаются прежними. Вероятно, мотивация этих УК – максимизация прибыли, а, следовательно, доведение дома до плачевного состояния. Такие УК не хотят терять жилой фонд, приносящий доход. В ход идут любые инструменты!

Конкурентная борьба, а точнее, конкурентные потуги «Прогресса» за право управлять домом вопреки желанию жильцов доходят порой до смешного. Не так давно, устав от «эффективного» управления «Прогресса», собственники заключили договор с другой управляющей компанией ООО «Уютстройсервис», и та в знак приветственного бонуса скинула тариф по содержанию и ремонту жилья на рубль. И тут же на рубль скинул тариф и «Прогресс». Но вернуть доверие жильцов это не помогло, от своих намерений перейти в управление другой компании они не отказались.

Кворум собрали без особых усилий – больше 60% жильцов проголосовало за переход в другую компанию. Тем не менее, нашелся собственник, который отказался принимать участие в голосовании. Это стало поводом для подачи им в суд иска о признании протокола собрания собственников жилья о смене УК недействительным. Соседи уверены – сценарий возник не без ведома «Прогресса», ведь их решение приводит к убыткам УК (соответственно, цена вопроса соразмерна размеру убытков).

Для лоббирования своих интересов управленцы нашли, как говорят жильцы, «самого достойного» – дважды судимого и нигде не работающего.  «Возможно,  списали ему какой-то долг», - предполагают они. Понятное дело, сам он в суд ходить не будет, его интересы предоставляет по доверенности юрист управляющей компании.

Теперь при наличии судебных разбирательств новая компания не может приступить к управлению домом, несмотря на заключенный договор. Как полагает Марина Залиева, шансов у «Прогресса» «вернуть» себе дом все равно нет, такими сомнительными действиями они просто тянут время, пытаясь еще «порулить» домом хоть немного в самый «прибыльный» отопительный сезон. «Если бы не суд, с 1 октября наш дом обслуживала бы новая управляющая компания», - говорят жильцы.

В последние три месяца в многострадальном доме снова перестали убирать подъезды и территорию, заодно отрубив фасадное освещение придомовой территории. Жильцы полагают, что так «Прогресс» мстит им за попытку вырваться из-под их коммунального ига. Люди уверены – уборщицы и дворники обходят их дом стороной намеренно, по распоряжению вышестоящего руководства. На многочисленные заявки жильцов по этому поводу в диспетчерскую службу ООО «Прогресс» реакции от компании не последовало. При телефонном обращении одного из собственников в офис компании ООО «Прогресс» с целью прояснить данную ситуацию секретарь приемной заявила, что указанный дом компанией более не обслуживается и звонить сюда больше не следует. При этом платежки компания присылает регулярно.

Президенту до востребования

Жильцы дома по Гвардейской не единственные, у кого работа «Прогресса» вызывает возмущение. В октябре 2014 года «взбунтовались» жители дома по улице Международной. Они обратились на прямую линию к президенту Владимиру Путину с жалобой на действия ООО «Прогресс».

Смысл претензий тот же - Союз ТСЖ «Прогресс» собирал денежные средства в числе прочего по «ремонтным» статьям, но не провел в доме никаких работ. Когда компания обанкротилась, денежные средства в новую управляющую компанию переданы не были. По подсчетам активистов, в распоряжении «Союза» осталось более 1миллиона 600 тысяч рублей — средств, которые компания собрала с жильцов и фактически присвоила. А когда жильцы все-таки вырвались из-под ига «Прогресса» и создали свое ТСЖ, обиженная компания долго не хотела передавать собственникам техническую документацию. Жильцы судились с прежними хозяевами в арбитраже и выиграли. 

Любопытно, что у компании есть филиал  – ООО СТСЖ «Прогресс ЛР», у которого в обслуживании 33 дома. Адрес офиса, контактный телефон, жилищные отделы по приему граждан, а главное - рассчетно-кассовые центры те же, что и в ООО «Прогресс». Представленная на сайтах-клонах официальная информация компаний настолько идентична, что впору играть в игру «Найдите десять отличий». Убедитесь сами, сравните : ООО СТСЖ «Прогресс ЛР» и ООО «Прогресс»  

На сайте «Стройсар» по УК «Прогресс» висят целые «простыни» комментариев пользователей резко негативного содержания.

Главный посыл высказываний один – куда уходят деньги?

Удивительно, что при отсутствии внятного ответа на этот вопрос кампания как ни в чем не бывало продолжает работать на рынке.

 


Вопросы юристу

«Нас заливает, а ТСЖ бездействует. Как быть?» / есть ответ

Что делать, если у одинокой соседки «не все в порядке с головой»? / есть ответ

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить