3

28 мая 2013 (11:23) | Денис Жабкин

«Благоустройство» Первомайской

 

Новости по поводу спила деревьев на улице Первомайской облетели все информагентства. История имела продолжение, которое в итоге закончилось компромиссом – администрация предложила проект озеленения улицы, но общественники подвергли его критике. Сегодня мы взглянем на этот проект и узнаем, почему этот вариант не устроил рабочую группу. Но для начала стоит вкратце напомнить всю историю с самого начала.

14 марта 2013 года на улице Первомайской появились люди и техника и спилили первые 9 деревьев. На место событий приехали общественники, из домов повыскакивали местные жители и помешали рабочим выполнять спил деревьев.

Через 2 дня ситуация повторилась. Пришлось даже вызвать полицию для разъяснения ситуации. По приезду полицейских местным жителям было предъявлено разрешение на спил деревьев и посоветовано не пытаться препятствовать процессу. Сам документ достаточно удивителен, так как 12-сантиметровые ясени язык не повернётся назвать биологически устаревшими, а по факту спил деревьев осуществлялся вообще без разбора.

Это никак не повлияло на активность местных жителей и двух гражданок доставили в отделение. Спил был на некоторое время приостановлен, но потом продолжился. Жителям намекнули, что решение уже принято - будет или расширение дороги, или парковки, но повлиять на это вы уже не сможете.

Жители и подключившиеся экологи, члены общественного совета и СМИ взволновали общественность, в связи с чем были проведены совещания и круглый стол по этому вопросу. Результатами стали заверения администрации города в том, что дорогу здесь расширять не планируют, а стремятся спилить аварийные деревья и добавить парковочные места. Было обещано разработать проект благоустройства с посадкой новых деревьев на Первомайской.

Жители не стали дожидаться действий властей и в середине апреля посадили новые деревья.

Во время посадки на улице появился глава администрации Волжского района и вырвал один из саженцев, заявив, что жильцы напрасно тратят свои силы, так как здесь будут сажать крупномеры и эти саженцы все равно придётся выдернуть.

Через две недели на заседании городской думы глава города Олег Грищенко сообщил о том, что за этот поступок глава района «отхватил».

Замглавы города Дмитрий Федотов в личной беседе посетовал на то, что экологи-общественники далеки от реальности. Во многих зарубежных городах на улицах горда нет деревьев, они находятся во дворах домов и в парках, где за ними обеспечен уход. А те деревья, что растут у нас на улице сильно вредят коммуникациям: как подземным, так и висящим на столбах вдоль дороги.

Глава города давал схожие комментарии: в Саратове не хватает зелёных насаждений и повышать этот процент мы будем за счёт высадки новых деревьев в парковых зонах, так как на улицах деревья погибают. Вместо деревьев мы будем делать парковочные места, чтобы решать ситуацию с пробками на дорогах.

И вот обещанный проект озеленения Первомайской был подготовлен комитетом по градостроительству и архитектуре. 23 мая его обсудили на рабочем совещании в доме архитектора члены комиссии общественной палаты и архитекторы, написали свои комментарии и предложения.

В процессе обсуждения выяснилась парадоксальная ситуация, что у нас в городе на многих улицах всё сделано с нарушениями действующих правил СП 42.13330.2011. В них, в частности, содержится требование к расстоянию от жилых домов до парковочных карманов и автостоянок численностью до 10 автомашин – не менее 10 метров. Если 10-20 автомашин – не менее 15 метров. А в представленном проекте расстояние от парковочных карманов до жилых домов - около 3 метров. Таким образом, на протяжении всей Первомайской нельзя обустроить парковочные карманы. В противном случае любой житель этой улицы может через прокуратуру обратиться в суд и признать обустройство этих карманов незаконным. И такая картина по всему Саратову!

Другими интересными пунктами правил являются требования к расстоянию от наружных стен здания до стволов деревьев - 5 м. Для прокладки водопровода – расстояние должно равняться не менее 5 м. от фундаментов зданий. Так что и расположение существующих инженерных коммуникаций в исторической части города часто не соответствует современным нормативным требованиям.

Эта ситуация требует внесения изменений в «Правила благоустройства г.Саратова», которыми предусматривается возможность применения различных норм проектирования (в том числе размещения инженерных коммуникаций, зеленых насаждений, тротуаров) для новой застройки и для уже застроенных территорий. Буквальное же применение действующих норм, без учета «исторически» сложившейся ситуации, потребует не только сноса зеленых насаждений, но и перекладки значительной части инженерных коммуникаций на улицах центральной части города.

Очевидно, что действительной причиной сноса зеленых насаждений является не приведение застроенной части Саратова в соответствие с нормами (что, как уже продемонстрировано, практически невозможно!), а стремление власти решить проблему паркинга путем устройства так называемых «карманов» для парковки вдоль проезжей части.

В настоящее время из трёх полос улицы Первомайской свободна, как правило, только средняя, а остальные блокированы припаркованным автотранспортом, не смотря на знаки парковки по чётным/нечетным числам. То есть главная причина низкой пропускной способности улицы кроется в недостаточном контроле за соблюдением правил дорожного движения на этом участке.

Давайте теперь взглянем на предложенный комитетом проект озеленения улицы.

Вот какие замечания по проекту озеленения улицы Первомайской были озвучены в процессе обсуждения:

  1. Предложенный комитетом архитекторы проект «озеленения» улицы Первомайской считаем неприемлемым, так он не выполняет своей функции (восстановление озеленения), не соответствует градостроительным нормам и существенно ухудшает качество окружающей среды для жителей ул.Первомайской.
  2. Устройство парковочных карманов не соответствует действующим нормам проектирования (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» табл.10 и «Региональным нормативам градостроительного проектирования Саратовской области» табл.9.21): расстояние от стен жилых домов до автостоянок вместимостью 10 и менее машиномест должно быть не менее 10м.
  3. Предложенное озеленение участка улицы от Лермонтова до Мичурина мобильными формами (вазонами) не приемлемо, так как оно (а) не выполняет  санитарно–защитную функцию, (б) неэффективно по финансовым соображениям (слишком дорого) и (в) нецелесообразно с точки зрения эксплуатации (куда жители будут убирать вазоны на зиму и как их содержать).
  4. Отсутствие предложений по благоустройству некоторых участков ул.Первомайской вообще необъяснимы, особенно принимая во внимание отсутствие (по представленным документам) коммуникаций на данных участках.
  5. Проект вообще не предусматривает посадки ни одного дерева на ул. Первомайской. Редкие и незначительные участки с газонами и кустарниками кустарников не выполняют необходимых средозащитных функций.

 Предложения:

  1. Доработать проект благоустройства ул.Первомайской с учетом максимально возможного восстановления озеленения (прежде всего с использованием деревьев  малых и  средних размеров и кустарников с высоким заложением корневой системы) с обеспечением не меньшей, чем была ранее,  средозащитной функции нового озеленения.
  2. Использование других средств озеленения – газонов, вазонов в проекте предусмотреть как дополнительные, с ограниченным, целесообразным применением, с учетом значительных затрат на их устройство и эксплуатацию.

Кроме рекомендаций по проекту Первомайской были согласованы 16 общих рекомендаций по вопросам озеленения и благоустройства города.

В состав рабочей группы вошли экологи биологи и архитеторы, предложения рабочей группы были поддержаны экспертным советом в составе 14 человек.

Вчера в секторе охраны окружающей среды администрации Саратова прошло рабочее совещание, где эти предложения были озвучены. В ходе обсуждения было решено не спешить с проектом, как следует всё обдумать и доработать. Следующее совещание по этому поводу назначено на вторую половину июня. За этот срок предложения будут рассмотрены и учтены. Поэтому точку на будущем улицы Первомайской ставить пока ещё рано.

Этот пример ещё раз доказывает, что нельзя опускать руки и сдаваться без боя. Если решение кажется вам неправильным – доказывайте это, ищите взаимодействия, предлагайте.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

Вопросы юристу

Кто должен оплачивать взносы на капремонт до приватизации квартиры / есть ответ

Снизились ли нормативы расхода воды? / есть ответ

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить