1 7

4 июля 2013 (11:00) | Анастасия Хлопкова

Для тех, кому за двадцать или лифты Саратова ждут лучших времен

Специалисты прогнозируют, что в ближайшие год-два заметно ухудшится ситуация с лифтовым хозяйством Саратова.
Для тех, кому за двадцать или лифты Саратова ждут лучших времен

«Кроме Саратова, практически ни в одном городе России уже не осталось распашных лифтов, которым больше сорока лет. Мы, лифтовики, между собой называем их гильотинами», – заметил руководитель ООО «Лифткомплекс» Николай Никитин, говоря о состоянии саратовского лифтового парка. По словам лифтовика с сорокалетним стажем, опасность для жизни могут представлять не только раритетные конструкции, но и все лифты, которые отработали положенный нормативный срок – двадцать пять лет. А таких «пенсионеров» только в Саратове около 43%.

Судя по высказываниям экспертов, достаточно длительное время в саратовском жилищном фонде не уделяли должного внимания лифтовому парку города. Несмотря даже на тот факт, что старое оборудование может нанести вред здоровью жильцов многоэтажных домов, ни муниципальная власть, ни обслуживающие многоэтажки управляющие компании никаких мер не предпринимали. За три года (с 2005-го по 2008-й) не заменили ни одного подъемника.

Небольшие изменения внес Федеральный закон № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», действующий с 2007 года. По программе за пять лет установили всего 325 лифтов, тогда как в городе нужно обновить 2241 единицу.

Темная сторона лифта

В 2009 году в Санкт-Петербурге в одном из домов на Васильевском острове 50-летняя женщина вошла в кабину лифта вместе с внуками, ей зажало ногу, а потом подъемник тронулся… Свидетелями этой трагедии стали дети и жильцы дома, прибежавшие на крики. Тогда при расследовании уголовного дела по факту гибели человека выяснилось, что уже более десяти лет этот лифт нельзя было эксплуатировать. «После модернизации, проведенной в конце 90-х, до сих пор не получено положительного заключения от Ростехнадзора (на его эксплуатацию. – Прим. авт.)», – сообщает сайт «Фонтанка.ру».

Два года назад аналогичный случай произошел в Казахстане, в городе Уральске. В девятиэтажном доме на шестом этаже женщина, находившаяся на девятом месяце беременности, вызвала лифт. Когда двери открылись, она привычно шагнула вперед. В этот момент кабина лифта оказалась этажом выше.

Эти два смертельных случая объединяет одна причина – старое лифтовое оборудование. Только в Петербурге как была проблема с устаревшей техникой, так и осталась. В Уральске же экстренно создали комиссию по расследованию случившегося, в десятках домов на месяц остановили шестьдесят подъемников. После тщательной проверки некоторые заменили, в остальных провели капитальный ремонт. А руководителя городского коммунального предприятия «Горлифт» приговорили к трем годам тюремного заключения.

В Саратовской области, к счастью, подобных ужасов, связанных с лифтами, пока не происходило.

Капитальный «недоремонт»

«В 80-е годы был период массового строительства жилья. Естественно, многоэтажки укомплектовывались лифтами, – говорит редактор питерского интернет-портала «Лифт-Пресс» и журнала «Лифтовики» Андрей Кряков. – А в начале 2000-х они исчерпали свой ресурс. И поскольку на замену выделялось недостаточно средств, то в нужных объемах ничего не производилось. Появился так называемый накопительный недоремонт».

По наблюдениям Крякова, плохое состояние лифтового парка – это общероссийская проблема. Из регионов на «Лифт-Пресс» приходят чаще не оптимистичные данные и сообщения о лифтах-убийцах. На этом контрасте изредка проглядываются положительные примеры муниципалитетов. В таких новостях, по мнению редактора, недостатка не будет, ситуация напоминает снежный ком. 

И если в других городах Поволжья все-таки наблюдается положительная динамика, то наш регион занимает далеко не выигрышную позицию в этом рейтинге. К примеру, в Самаре в 2009 году убрали последний распашной лифт, в Саратове такого типа ретроподъемников около 100 (!) штук. «Это лифты 1960-х годов производства Никопольского завода, – рассказывает директор ООО «Саратовский независимый инженерный центр» Александр Грачев. – Несмотря на то что им практически полвека, они до сих пор эксплуатируются. Чтобы эти долгожители хоть как-то передвигались, необходимо каждые три года вкладывать в них приличную сумму». Директор ООО «СНИЦ» убежден, что выгодней купить новую технику и забыть о каких-либо затратах. По крайней мере, на ближайшие 25 лет. Но собственники квартир даже при большом желании не смогут позволить себе такие вложения. Так, один новенький лифт обойдется им от 1,1 до 1,3 миллиона рублей.

Взялись за старое

Из опыта соседних губерний сложно понять, почему они ежегодно обновляют парк гораздо активнее? Почему могут позволить оборудование европейского производства? Почему у нас не так, как у них? Потому что «мы находимся на низшей ступени лифтового развития», – отвечает генеральный директор ГК «Лифтовик» Юрий Пронин. Сотрудничая с несколькими муниципалитетами, Юрий Владимирович заметил, что тема обновления лифтового хозяйства стала приоритетной для многих руководителей регионов, но только не для наших. В других районах, помимо федерального ресурса по ФЗ № 185, реализуются губернаторские программы, которые действуют уже около пяти лет. В Саратовской области таких проектов нет, максимум, на что сейчас можем рассчитывать, – это федеральные средства.

«Если на замену в Краснодаре выделяют 1,7 миллиона рублей, то у нас 1,2 миллиона. Несложно догадаться, какого качества идут лифты, – говорит руководитель ООО «Лифткомплекс» Николай Никитин. – В Саратовской области позиция такая: надо дешевле, а это главная ошибка. Маркс правильно говорил: «Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

С коллегами согласен и директор ООО «Лифтмаш» Александр Байбаков. Он тоже считает, что необходимо создавать проекты и на местном уровне. «В других регионах больше денег выделяется, например, в той же Пензе. У нас за последний год девять лифтов заменили, а у них шестьдесят», – отмечает Байбаков.

Лифт – перезагрузка

 «На замену всех старых лифтов областного центра требуется 2,8 миллиарда рублей», – говорит заместитель главы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрий Федотов. Изыскивать эти средства планируется из разных источников. Так, до конца 2015 года продлили программу по капитальному ремонту (ФЗ № 185). Кроме того, на 2015-2017 годы разработали городскую программу по замене лифтов. «Мы этот проект сейчас вынесли на рассмотрение в думу, – поясняет Федотов. – В идеале до конца 2017-го надеемся эту проблему решить. Еще стоит учитывать, что к концу этого года появится Фонд капитального ремонта, который будет пополняться за счет средств собственников жилья. Так что возможностей обновить лифтовое хозяйство будет значительно больше»

Выходит, что так или иначе, но небольшой процент население все-таки будет оплачивать. «Если собственники жилья не захотят сейчас внести 5% от стоимости нового оборудования, то пройдет время, и все программы закончатся. И люди будут обязаны платить все 100%», – резюмирует Александр Грачев.

В России существует что-то вроде лифтового профсоюза – СРО «Национальный лифтовой союз», который пытается повлиять на ситуацию в целом, изменить стереотипное представление власти о том, что рост количества старых подъемников – это второстепенная проблема, которая может и подождать. По сведениям Юрия Пронина, входящего в НЛС, организация проводит политику максимального поиска средств на обновление лифтового парка страны. «Есть такая программа «Жилье», которая в ближайшее время будет принята, – рассказывает руководитель ГК «Лифтовик». – В ней отдельным пунктом идут лифты. Эти средства нельзя будет перенаправить на какие-нибудь другие нужды. Думаю, в этом году Государственная дума доведет этот проект до конца». По его расчетам, «Жилье» заработает со следующего года.

Сделано не в Саратове

Наиболее крупными «игроками» на лифтовом рынке России считаются Щербинский и Карачаровский лифтостроительные заводы, которые практически полностью сосредоточены на выпуске лифтов низшего ценового сегмента. Еще одним удачным «игроком» специалисты называют фирму «Отис». «Если сравнивать лифты на примере машин, то большинство российских производителей делают «жигули», а «Отис» – это «мерседес», – объясняет Пронин. Но Саратовскую область ни те ни другие практически не охватывают. Для региона в основном закупают оборудование Могилевского завода. По оценкам экспертов, у нас устанавливают около 90% лифтов этой фирмы. Такой спрос на «белорусов», по мнению лифтовиков, оправдан их стоимостью. Как правило, эти лифты обходятся дешевле.

 До недавнего времени регион мог себе позволить недорогие и качественные лифты местного производства, когда еще существовал Саратовский лифтостроительный завод. Продукция саратовского производства пользовалась популярностью и за пределами России. Правда, так было до тех пор, пока генеральным директором оставался Владимир Румянцев. Но после его смерти завод быстро обанкротился. Эксперты отмечают, что Саратову было бы проще обновить лифтовой парк, если бы у нас действовал свой лифтостроительный завод.

Респонденты «Стройсара» сошлись во мнении, что невозможно ожидать каких-то кардинальных перемен, пока региональная и муниципальная власти не начнут действовать. Такое разнообразие федеральных программ не может стать залогом того, что полностью произойдет перезагрузка лифтового парка области. 


Фотографии

 

Калькулятор платежей ЖКХ

Вы можете ввести данные своего дома и квартиры, количество проживающих и выяснить, правильно ли вам начисляют плату за коммунальные услуги.

Проверить