На днях Саратов подвергся атаке «телефонных террористов», и об этом говорила вся страна. На то, что в городе бушуют коммунальные войны, власти уже давно перестали обращать внимание. Захваты домов, уводы многоэтажек, порча общего имущества и запугивание соседей – все это стало неотъемлемыми атрибутами жизни саратовцев 2010-х, вошло в привычку, перестало удивлять… Часть горожан все еще пытаются сопротивляться жилищно-коммунальным «экстремистам», которые атакуют квартиры, подъезды, дома, микрорайоны.
С начала 2000-х годов выборы в Саратове перестали быть конкурентной борьбой за власть в регионе. Естественный отбор элиты бы остановлен и началась постепенная кадровая деградация. Несменяемость власти через выборы была установлена, но само значение выборов, хоть и изменилось, но сохраняло основной элемент - роль населения в день голосования. Долгие годы выборы оставались борьбой за доверие избирателей – борьбой в ограниченных рамках «управляемой демократии», с нечестной конкуренцией, но, все-таки, с интригой – фаворитам от власти нужно было побеждать красиво, чтобы электорат был доволен и спокоен. И хотя бои являлись тренировочными, очки по ним начислялись вполне реальные. Так что, пусть усеченный, но смысл выборов, проверка правящей элиты на «вшивость» - оставалась.
В последние годы и этот смысл выборов растворился в единении народа перед лицом внешней угрозы, конкурентность начали демонтировать.
В Саратовской области в спешке сдаются новостройки для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Все, что не было сделано за последние четыре года (программа переселения была рассчитана на период с 2013 года по 2017 год), экстренно завершают к приближающимся выборам. «До 10 сентября закрывайте вопрос – в суде или без суда. - жестко отчитал врио главы региона одного из глав районов на недавнем селекторном совещании. - Никаких других сроков нет!». О самих домах врио губернатора отозвался положительно, но отметил: «В первую очередь, обращать внимание на инфраструктуру – чтобы рядом были социальные объекты, почта, отделения банка, магазины… чтобы у новоселов было как можно меньше вопросов».
В отличие от губернатора члены Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ наблюдают за строительством жилых комплексов для переселенцев не первый месяц. О том, как в реальности выглядит «хорошее состояние» и «инфраструктура» новостроек для аварийщиков, они рассказали ИА «Стройсар». Предметом исследования стали дома, сданные компаниями «Кронверк», «Энгельсстрой» и «Саратовоболжилстрой» в Энгельсе.
6 июня во Владимире была отправлена под домашний арест вице-губернатор области Елена Мазанько. Ей предъявлено обвинение по двум эпизодам получения взятки на сумму 1 и 2 миллиона рублей за содействие приближенным подрядчикам в получении государственных контрактов. В 2016 году Центральный суд Новосибирска избрал меру пресечения в виде домашнего ареста для и.о. первого вице-губернатора Кемеровской области Александра Данильченко, он обвинялся в вымогательстве акций. Ранее вице-губернатора Новгородской области Виктора Нечаева поймали с поличным на месте получения предполагаемой взятки в размере 47 тысяч долларов. В Омске помнят громкое дело первого вице-губернатора Юрия Гамбурга (арестован в июне 2014-го). Дорвавшиеся до распределения бюджетных благ, накачавшиеся деньгами, раздувшиеся до предела, как пузыри, ничего из себя не представляющие, кроме способности брать. И также, как пузыри, в одночасье лопающиеся. Такие кадры все чаще попадают на высшую ступень исполнительной власти в российских регионах. Кто-то из них уходит со скандалом, кого-то убирают по-тихому. Тенденция не обошла и Саратовскую область. Мы не раз наблюдали, как надуваются такие пузыри, а также их печальный финал. Этим вирусом поражен почти весь нынешний состав областного правительства. Один из таких пузырей, возникший на ровном месте и продолжающий раздуваться – вице-губернатор Саратовской области Игорь Пивоваров. Если посмотреть на итоги двадцатилетней работы Пивоварова на прежней должности в администрации Вольского района, можно увидеть мало привлекательного: раздутые амбиции, несуществующие достижения и лопнувшую стабильность.
Заканчивается очередной этап в политической жизни региона – Саратовская областная дума пятого созыва вот-вот войдет в историю. Самое время подсчитать достижения и огласить их избирателям в доказательство ненапрасного просиживания штанов за счет налогоплательщиков. Например, депутат, председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Сундеев мог бы рассказать, как «передал в муниципальную собственность ДК «Рубин» и сделал его «центром культурного досуга», как «добился выделения финансирования на реконструкцию стадиона «Авангард» и «обеспечил возобновление реконструкции здания средней общеобразовательной школы №99». Все это было написано в одном из его агит-листков пять лет назад. Пожелтевшая страница сохранила это свидетельство, поэтому работоспособность облдепа Сундеева можно проверить по конкретным результатам. Точнее по их отсутствию. С другими избранниками сложнее. ИА «Стройсар» направил запрос председателю областного парламента Владимиру Капкаеву с просьбой предоставить информацию о законодательных инициативах каждого думского комитета. Ответ был обескураживающим. Мы узнали, что оценка активности депутатов на ниве законотворчества не входит в обязанности аппарата думы. Более того, предоставление такой информации избирателям в аппарате считают противозаконным. Поэтому оценивать, собирать мнения и цифры нам пришлось самим.
«Стройсар» уже писал о деятельности братьев Дмитрия и Александра Исаевых на саратовском рынке услуг ЖКХ. Управляющая компания «Люксжилсервис», под управлением Дмитрия Исаева, накопила долги перед поставщиками коммунальных услуг. Только перед ОАО «Волжская ТГК» - на 44 млн. рублей, а общая сумма предъявленных исков превысила 120 млн. рублей. После этого Исаев переехал на постоянное место жительства в США. А персонал «Люксжилсервиса» перекочевал в другую компанию – «Жилком». Очевидцы рассказывают, что ее руководство Дмитрий Юрьевич осуществлял по скайпу. Когда же долги «Жилкома» перед поставщиками достигли существенной суммы персонал компании почти в полном составе перешел в новую управляющую компанию – «Управдом». Интересно, что появление на рынке ЖКХ компании «Управдом» совпало с возвращением Исаева в Саратов.
Местные чиновники «задумали» создать в Саратове комфортную городскую среду. Ну что ж, лучше поздно, чем никогда, хотят эта идея, сказать по правде, смахивает на такие же «Нью-Васюки», как развлекательный комплекс на Зеленом острове, скоростной трамвай и третий мост. О создании какой комфортной городской среде можно говорить, если его инфрасруктуру ежедневно продолжают разрушать представители строительного лобби. Прокопенко, Буренин, Гнусин – можно перечислить всех чиновников администрации, подписывающих разрешения на строительство высотных «свечек» на тех жалких квадратных метрах, которые остались у нас еще свободными от застройки…
Точечная застройка постепенно убивает Саратов. Действуя точно, жестко, целенаправленно. Уничтожаются скверы зеленые зоны, а порой и целые дома. Это происходит не один год, но саратовские власти озаботились проблемой почему-то только сегодня. Того и гляди примут закон об ограничении этажности. Впрочем, спасет ли это город, который, словно гвоздями, забивают бесконечными «свечками»? Особенно остро стоит проблема в так называемых элитных жилых микрорайонах. Яркий пример – вставленные, как протезы в гнилую челюсть, три многоэтажные башни жилого комплекса «Ямайка» на пересечении улиц Чернышевского и Вольской.
Превратить собственников квартир наших многоэтажек в настоящих экспертов планируют в НП «ЖКХ Контроль». Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Саратовской области (ЦОК ЖКХ) присоединяется к этому проекту и призывает всех желающих принять участие в обучении по методике, разработанной в Национальном центре «ЖКХ Контроль».
Столичные власти с трудом пытаются продавить проект реновации, уже изрядно урезанный под напором протестующих. Одновременно в середине мая федеральные средства массовой информации сообщили, что президент Владимир Путин наделил ФСБ правом изымать земли для госнужд. О необходимости реновации заявил губернатор Саратовской области Радаев, видимо желая подхватить федеральные тренды. А в тоже самое время в тихом провинциальном Энгельсе эти проекты давно реализуются местными властями. Правда, жилье и земельные участки изымаются не для государственных нужд, а для улучшения благосостояния местных депутатов. Кстати, энгельсским властям не понадобилось менять для этого законодательную базу. Рецептура реновации по-энгельсски предусматривает всего два ингредиента: полное игнорирование законов, добавить немного фальсифицированных документов.